Ваш город
?
Нет
Да
Изменить город
×
Выберите Ваш город
0
Современная школа – это конвейер...

Современная школа – это конвейер...

­Глав­ный ре­дак­тор жур­на­ла «Директор школы» про­фес­сор К. М. Уша­ков от­ве­тил на во­про­сы жур­на­ли­стов, ди­рек­то­ров, пе­да­го­гов и уче­ни­ков

К. М. Ушаков поделился своим мнением о качестве образования, о том, решит ли повышение зарплаты педагогам кадровую проблему и принесут ли реформы позитивные перемены в нашу школу.
 Он также рассказал, почему стоит защищать всех участников образовательного процесса друг от друга, есть ли шанс на выживание у малокомплектных сельских школ и что бы он сам сделал, если бы стал министром образования.

Индустриальная модель опасна!

Значительная часть вопросов касалась многочисленных реформ, которые пока не принесли явных улучшений в жизни школы. Эксперт видит одну из главных причин этого в модели современной школы: «Та модель школы, которую мы сегодня построили — это то, что можно назвать индустриальной моделью». Современная школа похожа на конвейер, где ребенка, начиная с первого класса, передают от одного специалиста другому, а на выходе ребенок проходит через отдел технического контроля — через ЕГЭ.
Опасность такой системы, по мнению эксперта, в том, что она приводит к узкой специализации всех участников образовательного процесса. «Конвейер не допускает отклонений от нормы. На конвейере никто не работает с бракованной деталью, ее просто выбрасывают, — делится опасениями Ушаков. — А на школьном конвейере учителя и дети, которые не соответствуют некоторой стандартизованной норме и нарушают работу механизма, — их пытаются с этого конвейера убрать».
По мнению эксперта, узкая специализация грозит тем, что педагоги становятся исполнителями отдельных операций механизма, но при этом не видят целостную картину и конечный результат всей деятельности. Что касается учеников, то «сужение культурных возможностей ребенка, „приговор“ к той или иной специализации на всю жизнь, потом ему очень дорого обойдется, да и всем нам в целом».

«От кого защищать и кого защищать?»

Одним из самых популярных вопросов стала защита всех участников образовательного процесса. «От кого защищать и кого защищать? Школу от руководства? Детей от учителей? Детей от сверстников? Учителей от директоров? Директоров от учителей? Всех ото всех? — говорил Ушаков. — Большое количество вопросов о защите различных групп говорит о том, что все, на самом деле, против всех.
Это — диагноз низкого социального капитала отрасли, и во многом — причина того кризиса, в котором мы находимся. Это глобальное недоверие всех ко всем».

Реформы еще впереди

Отвечая на вопрос о качестве образования, Константин Михайлович выделил два основных фактора, от которых оно зависит, — это преподавание и руководство. «Если мы будем говорить, от чего зависит качество, совершенно понятно, что есть две ключевые фигуры. Это учитель и директор. Все реформы, которые до сих пор проходили, не касались процесса преподавания. С этой точки зрения, реформы в области образования еще впереди», — отметил Ушаков.
Касаясь проблемы малокомплектных сельских школ, их перспектив, возможности перехода на бюджетное или автономное финансирование, Ушаков высказал мнение, что перспективы у сельских школ есть. Но проблема таких учебных заведений — в оттоке населения из села. «Мы теряем территории не в результате военных действий, а в результате совершенно определенной политики, в том числе и в образовании».

«Неприличная» зарплата

Один из наиболее болезненных для руководителей школ вопрос — кадровый состав и привлечение молодых специалистов в школу. По мнению К. М. Ушакова, даже прибавка к заработной плате кардинально ничего не решит. «Заработная плата, несмотря на ее совершенно неприличный уровень, все равно не решает всех проблем, которые стоят перед вашей школой, — сказал Ушаков. — Дело не только в уровне оплаты. Человек, кроме денег, хочет получать еще и удовлетворение от работы, а это во многом зависит от той среды, которую вы создали, и от тех способов реализации на работе, которые вы предоставляете».

Нужна передышка

Среди поступивших вопросов был и следующий: «Представьте, что Вас назначили министром образования Российской Федерации и наделили Вас неограниченными полномочиями. Что бы Вы сделали в первую очередь?». «Если бы я стал министром, я бы предложил год без всяких инициатив», — ответил К. М. Ушаков.
Кроме того, в ходе видеоинтервью была объявлена дата финальных мероприятий Всероссийского конкурса «Директор школы — 2011»: они будут проходить в Москве с 22 по 24 ноября 2011 года.

Источник: ИД «Вечерний Cтаврополь»

Вы

3

Оставить свой комментарий

Отзыв должен содержать не менее 50 символов


Список избранного пуст

Избранные товары

Товар Удалить