Ваш город
?
Нет
Да
Изменить город
×
Выберите Ваш город
0
Диктант - соревнование

Диктант - соревнование

На уро­ках с шестиклас­сни­ка­ми мы риск­ну­ли на такой экс­пе­ри­мент: сов­ме­ще­ние словар­ного дик­тан­та со столь эф­фек­тив­ной фор­мой сорев­но­вания.

Словарный диктант. Ну, казалось, что может быть обыденнее и скучнее на уроке русского языка? Учитель диктует — дети пишут. Потом проверка, оценки. И так из урока в урок, из класса в класс.
Пользу такого упражнения никто не оспаривает. А вот как стряхнуть пелену рутинности, как превратить полезное повторение в интересную игру?
На уроках с шестиклассниками мы рискнули на такой эксперимент: совмещение словарного диктанта со столь эффективной формой соревнования. Казалось бы, эксперимент обречен на неудачу: сильные ученики заведомо успешнее, обойти их даже при максимальном усилии практически невозможно. И если два ученика, положим, отличник Вова и троечница Света начнут тягаться друг с другом, то предсказать победу будет несложно. Даже если взять любимую Светину орфограмму, даже если перед ней раскрыть правило, ошибка предательски выскочит в другом месте и на другую орфограмму.
И все же соревнование вполне возможно. Для этого достаточно ввести понятие «форы», «гандикапа» для слабого ученика, только не путем подсказок, а, наоборот, ужесточением условий для более сильного соперника.
Таким образом, класс делится на три группы. Первая группа — это менее успешные дети. Их уровень не превышает стандартной «3». Для них словарный диктант — это обычная форма работы: учитель диктует, а ты записывай. В конце работы — итог: сколько ошибок допущено.
Вторая группа — успевающие ученики, уровень «4». Для них каждая допущенная ошибка умножается на 1,5 (или даже на 2, в зависимости от уровня класса). Третья группа — это отличники или ученики, претендующие на «5». Каждая их ошибка увеличивается в два (или в три раза, опять же зависит от ровности класса).
Как только группы распределены и коэффициенты расставлены, начинается соревнование.
Предположим, в классе 15 человек. Шестеро попали в первую группу, пятеро — во вторую, четверо — в третью. Соревнование проходит в смешанных учителем группах. Выделяется три группы: А, В, С. В каждой по пять человек. В группе А, например, двое из первой корзины, двое из второй, один из третьей. Так же и в остальных двух группах.
Далее учитель диктует слова на заданные орфограммы. Ученики записывают. При этом никакой возможности списать. Конкуренция! Иногда даже специально проговаривают с ошибкой, чтобы сбить с толку соперников. Разумеется, это запрещено, поэтому при повторном замечании учитель вправе оштрафовать нарушителя. В классе в этом промежутке работы должна быть тишина.
Итак, диктант записан. Ученики сдают тетради на проверку. Сразу 15 работ учитель проверить не в состоянии, а вот 5 работ — легко. Поэтому учитель, например, проверяет группу А, а В и С — ученики из третьей или второй корзины, заранее определенные учителем как «эксперты». Конечно же, свою тетрадь «эксперты» не проверяют.
Возможны разные варианты проверки. Учитель или кто-то из проверяющих учеников читает слова и объявляет правильное написание. А может быть и такое, что учитель читает слова, а класс отвечает.
В конце подводится итог. Например в группе А Миша из первой корзины допустил три ошибки. Его сумма равняется 3баллам. Катя из второй корзины допустила две ошибки. Ее сумма, с учетом коэффициента равна тоже 3 баллам. А Петя из третьей корзины с теми же двумя ошибками получает 4 балла.
Соответственно, чей балл ниже, тот и выигрывает в группе. В случае равенства баллов победителем становится ученик из более сильной группы, так как он находился изначально в самых тяжелых условиях.
Таким образом, мы получаем троих победителей. Одного, из А, объявляет учитель, двух других — эксперты — помощники.
С шестиклассниками мы провели несколько таких игр. И что удивительно, статистика побед приблизительно одинакова для представителей каждой корзины. Особенно непредсказуем результат, когда в диктанте представлен весь спектр изученных орфограмм.
Разная цена ошибки уравнивает шансы на победу, требует от учеников из С максимальной концентрации, а ученикам из А дает право на небольшое число ошибок. Они не чувствуют себя заранее обреченными на поражение аутсайдерами, что только подогревает их интерес к работе.

Вы

0

Оставить свой комментарий

Отзыв должен содержать не менее 50 символов


Список избранного пуст

Избранные товары

Товар Удалить