Ваш город
?
Нет
Да
Изменить город
×
Выберите Ваш город
0
Открытый вопрос

Открытый вопрос

Нужно ли современному человеку настоящее Знание? Размышления учителя музыки.

Что важнее для учителя музыки? Научить ребенка разбираться в жанрах, музыкальных формах, научить его узнавать произведения лучших композиторов по небольшим отрывкам, добиться от него знания биографий композиторов, или... Или воспитать человека пытливого, думающего, сомневающегося и ищущего, человека, стремящегося к Свету, к Добру... Сложный вопрос, не правда ли? Впрочем, уже слышу возражения — а разве нельзя это совместить? Конечно, можно. Но — сложно. Куда как легче различными методами и приемами буквально вдалбливать информацию о композиторах, их произведениях, жанрах. Тем более что этих методов и приемов последнее время так много. Компьютер на помощь пришел, — а тут и презентации, и видеофрагменты, и тесты. Подготовить толковую презентацию, показать ее детям, затем спросить с них всю важную информацию, составив тест, — это не так уж и трудно. Немного сложнее озадачить детей проектом — вот, дескать, надо бы поисследовать. И исследуют — чаще в интернете надергивают умные фразы, по своим возможностям собирают из этого работу. Но что это дает? Умение вести поиск в интернете — о, да, не спорю, это хорошее и полезное умение. Умение скидывать в более-менее логическую последовательность найденный материал? — так и это в жизни пригодится! Но каков шанс того, что музыкальное повествование перестанет быть для ученика китайской грамотой? «В первой части музыка звучит грустно, нежно, плавно, затем, во второй части...» — это потолок?

Сколько раз в жизни мне приходилось слышать «Картинки с выставки» Мусоргского — они есть в школьной программе, очень изобразительные такие музыкальные картинки. Я их и слушала по отдельности. Как положено в плане подготовки к уроку. Недавно полюбопытствовала и прослушала целиком, от начала до конца. Несколько раз слезы обиды, огорчения наворачивались на глаза. Это ведь исповедь человека, наиоткровеннейшая. Самобичевание и Вера. А люди раскидали по кусочкам, распяли, слушают. У Булгакова в «Мастере и Маргарите» Иешуа говорит о Левии Матвее: «...Ходит, ходит один с козлиным пергаментом и неправильно пишет. Но я однажды заглянул в этот пергамент и ужаснулся. Решительно ничего из того, что там записано, я не говорил».

Загадка Сфинкса. Фигура Сфинкса, его странная история, полная вопросов, не одно тысячелетие будоражит умы людей. Далеко не всем композиторам стоило писать музыку, но были и такие, что языком музыки рассказывали о величайших тайнах мироздания, о жизни Человечества, философствовали и просто пытались осмыслить собственные судьбы. Но почему эти творения стали безмолвными Сфинксами для миллиардов людей? Да ладно бы еще, если понимали, что Загадка, пытались разгадать — а то ведь и не замечают! Почему?

Знание обжигает. Знание преумножает печали. Может, и не нужно оно, это знание? Тем более детям. Пусть себе, бестолковые, проживают свое детство под гнетом информации, что окружает их, готовятся к бесконечным тестам-экзаменам, сдают их на более-менее сносные баллы, поступают куда-нибудь дальше, приобретают какие-нибудь профессии. Вызубрят правила, справочники, инструкции, будут им следовать в основном. И будут счастливы. Врач, который лечит в строгом соответствии со справочником, — это очень удобно, если и будет врачебная ошибка, то не его лично, а того академика, что справочник составил. Пациенты умирают? Господа академики, пишите другие справочники! Работник пищевой промышленности, свято верящий в безвредность химических добавок. Он их сыпет щедрой рукой, и на все есть инструкция. Кто-то начал болеть, доказано, что от качества пищи? Господа академики, пишите другие инструкции! Учитель, что учит в соответствии с последними министерскими требованиями и программами — требования отупляющее нереальны? Ну и что, надо, чтобы дети знали — будем учить, все в соответствии, как положено. А если фарс-мажор? Дети не хотят? Тогда дайте нам новые инструкции, как должно поступать с такими детьми, продумайте механизмы, узаконьте. И разве учитель виноват? Все в соответствии с министерскими требованиями.

Картина механического мира, в котором я бы не хотела жить. Но живу. А если захочется людям чего-нибудь «для души» — так это всегда легко: пиво, водка, вино, компания. Пьяный разговор «за жизнь» под душещипательный шансон, пошлые анекдоты, «взрослые игры», больная голова наутро, и все сначала: инструкции, приказы, справочники, требования. Все по полочкам. Все отвечают за все, и никто ни за что не отвечает. Каково жить в таком мире человеку пытливому, думающему? Что более ценно для ребенка — научиться думать или научиться хорошо вызубривать и следовать инструкциям? Вопрос открыт.

 

Учитель музыки

 

Костякова Марина

 

http://marina0setrova.ucoz.ru

Вы

0

Оставить свой комментарий

Отзыв должен содержать не менее 50 символов


Список избранного пуст

Избранные товары

Товар Удалить