Ваш город
?
Нет
Да
Изменить город
×
Выберите Ваш город
0
Виктор Садовничий: «Детей нужно заразить правильным отношением к учёбе и труду»

Виктор Садовничий: «Детей нужно заразить правильным отношением к учёбе и труду»

Интервью ректора МГУ им. М. В. Ломоносова Виктора Садовничего еженедельнику «Аргументы и факты».

Об ошибках

Говорят, кризис — из-за безделья. Нужно ли России такое большое количество людей с высшим образованием, когда некому землю пахать?

— Сейчас не нужны специалисты с сохой и разнорабочие по подноске раствора на стройке. Нужны люди со средним специальным образованием. Ведь производство сегодня — это уже не молот и наковальня, а оборудование, которым могут руководить только подготовленные люди. Но в начале 90-х годов была разрушена система профобразования, которая готовила бы молодёжь к реальной работе.

Молодёжь в то время массово настроилась на поступление в университеты. Ну а поскольку России досталась система образования СССР, то в то время вузы могли вместить лишь 20-30% от числа всех выпускников. Она не справлялась с увеличившимся потоком абитуриентов. И это дало ещё один толчок движению по неправильному пути. Мы стали увеличивать число университетов и их филиалов. Конечно, хорошо, что молодёжь идёт учиться, но важно, чтобы это была настоящая учёба, а не «покупка» диплома. Но большинство пошло учиться на юристов, менеджеров, управленцев, что сразу привело к их переизбытку.

— Получается, что система образования не формирует штат необходимых стране профессионалов, а лишь подстраивается под желания масс. И что мы получим через пять-семь лет? Новый перекос: спрос на одни профессии, а дипломы — по другим специальностям?

Вы правы, в те годы решала стихия. Прогнозы нелегко делать, но делать надо, их не было тогда, увы, нет и сейчас.

— От старой системы образования ушли. Получили новые вузы, дипломы которых не воспринимаются всерьёз. В престижных вузах бесплатных мест осталось мало. Может, нам вернуться к проверенным десятилетиями стандартам, пока мы не сильно увязли в этом «болоте»?

— Во Франции, Германии, Финляндии, даже Китае образование рассматривают прежде всего как заботу государства об обществе. Там, конечно, есть и платное, но оно не массовое — у него другое назначение. Мы же сейчас столкнулись с тем, что не каждая семья может заплатить за образование своего ребёнка. Нам нельзя идти и дальше по прагматично-рыночному пути. Высшее образование — это не бизнес. Безусловно, в один день — раз — и запретить брать плату не получится. Вузы финансируются менее чем на 50%. Но нам по силам поддерживать приоритетные для страны направления. А я уверен, что понадобятся хорошие инженеры, специалисты технического профиля, которые способны строить мосты, химики, биоинженеры, первоклассные медики, математики. Россия — аграрная страна, поэтому понадобятся хорошие почвоведы. Конечно, нужны будут специалисты-гуманитарии. Не может мир жить одним станком.

— Минобрнауки отчиталось: количество бюджетных мест увеличилось аж на 11 на каждую тысячу! Да это просто — очередные «дрова» в топку коррупции!

— Лучше, чем ничего, согласитесь. Не думаю, что на естественных факультетах есть коррупция. Она скорее там, где огромные конкурсы. Что такое коррупция? Это когда человек пришёл в университет, достал конверт и говорит: возьмите на бюджет. Звучала цифра в 5 млрд. руб. — в такие масштабы коррупции не верю. И всегда говорю, что взятка — это преступление с двух сторон: кто берёт и кто даёт. На дне открытых дверей, когда присутствуют 2 тыс. мам и пап, я говорю: если есть даже намёк на взятку от какого-то преподавателя, ну, придите сюда, в этот кабинет, скажите! Я постараюсь, чтобы ваш ребёнок был ограждён от этого. Ну, вот уже лет 20 никто не приходит.

— Я восприняла бы это как красное словцо. И не пришла. Не представляю себе, что вы пойдёте за каждого заступаться.

— Вот поэтому у нас коррупция и растёт, раз мы все так думаем. А бороться надо только вместе. Ещё думаю, что взятка — это уже менталитет некоторых людей: они уверены, что за счёт этого можно не только поступить, но и учиться. Может, потом и работать не надо?!

— Некоторые чиновники обвинили нас в том, что мы нагоняем истерию по поводу ЕГЭ. А мы всего лишь отражаем мнение недовольных этим новшеством читателей. Все — против, а чиновники ведут себя так, как будто у них дети нигде не учатся. Стране этот ЕГЭ действительно нужен?

— Около 8 лет разные группы, в том числе получающие гранты, разрабатывали разные подходы к ЕГЭ. Параллельно в обществе накачивалась некая истерия про непомерную взятку при поступлении. Возник испуг, что ни один человек из простой семьи в вуз не пробьётся. Естественно, создавалось впечатление, что с этим надо что-то делать. И вдруг подаётся красиво упакованная идея: проведём экзамен в один день, задание вышлем по секретной почте. Проверим все сданные работы в одном центре, лучшие поступят. Идея неплоха, но она стерилизованная. Конечно, раз закон принят, будем его выполнять. Но... Почему лично я был противником ЕГЭ? Как математик, считаю, что в один день по единому стандарту определить способности миллионов выпускников школ невозможно. В ряде стран подобные эксперименты уже закончились неудачей. Вузам надо дать право, как в любой стране, признать или не признать эту школьную аттестацию и разрешить проводить дополнительные испытания. У нас вроде их разрешили. Но знаете кому? Тем, у кого два года подряд среди абитуриентов по два медалиста. В их число не попали биофак, физфак, химфак, где как раз и нужны эти дописпытания.

Об идеалах

— На разработку ЕГЭ деньги в виде грантов выделялись из-за рубежа. Кто-то давал их на разрушение того, что у нас было. Кому это нужно и зачем?

— Нужно ещё найти человека, который воспримет эту неумную идею. То, что у меня в душе, я, пожалуй, не скажу. А скажу вот что. Если бы группа наших экономистов дала бы деньги американским министерствам и предложила им внедрить нашу кредитно-денежную систему. Можете себе такое представить? А почему мы не умеем защищать своё, российское?! Ведь мы — великие…

— Великие? Или таковыми были?

— Россия — великая страна! Мы имеем необъятные просторы, огромные богатства — то, чему завидуют на Западе. Ещё в советское время их профессура говорила: а вы знаете, что разрушит Советский Союз? Национальный вопрос. У вас это будет точка, в которую будут бить! Мы в это не верили. И сейчас будут бить в точку, что Россия слишком большая, поэтому якобы не может справиться со своими проблемами. Вот почему я призываю к гордости, единству — только это нас спасёт.

— Старые идеалы разрушены, а новые, нацеленные на потребление, сомнительны. Не замечаете, что студент не тот пошёл?

— У молодых понижен иммунитет к неприятным в обществе действиям. Стали пропагандироваться ценности, которые и ценностями-то, по-моему, не являются. Процент читающих среди молодёжи упал до 18%. Среди наркоманов большая часть — молодые люди. Пренебрежение к русскому языку, мат становятся нормой жизни. Иногда я не понимаю, о чём говорят два студента. Такой сленг! Иные более развиты, продвинуты, у них лучшие условия жизни. Но, несмотря на то что они сыты, лучше одеты, у многих авто, это поколение оказалось в более сложных условиях, чем мы. И бесполезно обвинять друг друга: не та семья пошла, школа виновата, улицы не те, университеты не те, СМИ не о том пишут... Просто нужно заразить это поколение лучшими идеалами. Ну есть же незыблемые ценности! Отношение к труду, к знаниям, к науке, нормальное поведение в обществе.

Безусловно, это поколение стоит на плечах предыдущего и видит дальше. Но у него не меньше проблем. Время такое. И важно, чтобы оно поняло, что отвечает уже за своих детей.

Источник: «Аргументы и факты»

Вы

3

Оставить свой комментарий

Отзыв должен содержать не менее 50 символов


Список избранного пуст

Избранные товары

Товар Удалить