Ваш город
?
Нет
Да
Изменить город
×
Выберите Ваш город
0
Винтики новой России

Винтики новой России

­Ук­лон выс­ше­го об­ра­зо­ва­ния в сто­ро­ну го­ло­го «профес­сиона­ли­зма» мо­жет прев­ра­тить нас в об­щес­тво эгоис­тич­ных профес­сиона­лов, го­то­вых на все ра­ди собст­вен­ной вы­го­ды.

Наряду с реформами в области школьного образования не столь заметно для посторонних глаз преобразуется и высшее образование. Одно из направлений этого преобразования заключается в постепенном вытеснении из учебных программ вузов философии и вообще дисциплин гуманитарного цикла. Это обосновывается следующими соображениями.

Высшее учебное заведение должно готовить квалифицированных специалистов в определенных сферах деятельности – инженеров, строителей, врачей, юристов, химиков, математиков и т. п. В этом заключается главное предназначение любого вуза. Каждый год народному хозяйству требуется определенное количество специалистов для замены тех, кто по тем или иным причинам покинул свое рабочее место. Если не заполнять освобождающиеся рабочие места, то через несколько лет общественная жизнь будет парализована: остановятся заводы, электростанции, больницы перестанут принимать пациентов, закроются школы вследствие отсутствия учителей и т. д. Поэтому обществу и государству необходима система подготовки кадров – система высшего образования. Поэтому и выделяются (должны выделяться) государственные средства для обучения новых специалистов.

Но если главная цель вуза – подготовка будущих специалистов в той или иной конкретной области деятельности, то и учебный план вуза должен быть подчинен достижению именно этой цели.

Все, что не направлено непосредственно на подготовку будущего специалиста, должно быть устранено из учебного плана.

В настоящее время от специалиста требуются глубокие профессиональные знания, на приобретение которых и должны быть направлены все усилия студента. У него не остается ни времени, ни сил на что-то другое. Учебные планы перегружены, и с каждым годом объем знаний, необходимых будущему специалисту, возрастает. Отсюда вполне естественным кажется стремление освободить учебные планы от всего постороннего, излишнего для овладения будущей специальностью.

Идея сократить количество часов, отводимых в вузах на гуманитарные дисциплины – философию, историю, этику, эстетику и т. п., – находит поддержку у многих представителей научно-технической интеллигенции. «Для… математиков, физиков и др. все это надо вынести за скобки профессиональных стандартов, – пишет доктор физико-математических наук Владимир Учайкин, – и вывести из учебных планов, оставив там только те дисциплины, без которых специалист действительно не может состояться. И исключить затраты на эти предметы из бюджета – пусть студенты и аспиранты, желающие получить знания по философии, истории, этике и эстетике, сами за них и платят как за дополнительное образование. И не принуждать их к этому ни ведомостями, ни зачетками, ни вступительными экзаменами в аспирантуру, ни кандидатским минимумом».

Такие или подобные рассуждения получают все более широкое распространение и на первый взгляд могут показаться даже здравыми. Но если присмотреться к ним чуть более внимательно, нетрудно заметить, что все это – не более чем смесь демагогии и дремучего невежества.

Утверждение о том, что раз государству нужны специалисты, то и оплачивать оно должно только преподавание специальных дисциплин, выглядит разумным, только если забыть о том, что государству нужны не только и не просто специалисты, но также и граждане – ответственные, законопослушные граждане, которым не безразлична судьба государства и страны. Овладение какой-то специальностью еще не делает человека гражданином, для воспитания гражданственности нужны как раз те области гуманитарной культуры, которые предлагается исключить из учебных планов вузов. История отечества позволяет человеку осознать свою принадлежность к определенной национальной общности, место своего поколения в череде сменяющих друг друга поколений, понять специфику и своеобразие своей эпохи. Философия дает ему представление о социальных связях, о природе и функциях государства и права, о смысле человеческого существования, о добре и зле, о взаимоотношениях личности с государством и обществом, о свободе и ответственности.

Конечно, ныне ценится профессионализм. Но нужны ли обществу – нам с вами, в конце концов! – врачи и юристы, не имеющие представлений об элементарных нормах нравственности? Нужны ли нам биологи, для которых безразлично, над кем ставить эксперимент – над крысой или человеком?

Нужны ли нам ученые и инженеры, которые с одинаковой готовностью берутся сооружать атомную электростанцию, атомную бомбу или портативное взрывное устройство? Будут ли такие «профессионалы» достойными и ответственными гражданами своей страны? Едва ли. Уклон в сторону голого «профессионализма» чреват тем, что общество очень скоро может превратиться в механическую совокупность эгоистичных профессионалов, которые ради собственной выгоды готовы на все. В конце концов, и киллер – тоже «профессия»!

Здесь есть еще один, не менее важный момент. Когда мы говорим о высшем образовании – о его реформировании, сохранении или улучшении, – то почти всегда смотрим на молодого человека, на студента с точки зрения государства и общества: кого мы хотим из него сделать? Гражданина? Специалиста? Гражданина и специалиста? Или ни то ни другое? Однако на высшее образование и его структуру можно посмотреть и с точки зрения молодого человека: что я хочуполучить в процессе обучения в вузе? К сожалению, нынешняя пропаганда и назойливая реклама успевают настолько заштамповать мозги юноше и девушке, что они идут в вуз чаще всего с чисто прагматической целью – получить специальность, которая поможет им зарабатывать средства к существованию. Ну, что ж, в современных условиях эта цель действительно стала важной. Но не единственной и, быть может, не самой важной! Университеты и вообще высшие учебные заведения, по крайней мере, в нашей стране всегда давали образование в широком смысле этого слова, они готовили просвещенных людей. А образованный человек отличается от «ученого невежды» тем, что в дополнение к конкретным профессиональным знаниям впитал и достижения мировой культуры в области литературы, искусства, философии.

И стать просвещенным, широко образованным человеком – вот цель, быть может, более важная по сравнению с обретением какой-то специальности. И хотя эту цель молодой человек далеко не всегда способен внятно сформулировать, она смутно присутствует в его сознании, и от вуза он ждет чего-то большего, нежели обретения только узкой специальности.

Разве человек рожден только для выполнения каких-то социальных функций – шофера или врача, бухгалтера или учителя, управленца или политика? Конечно, государству и обществу он, быть может, только и нужен для того, чтобы заменить им какой-то винтик хозяйственного механизма, вышедший из строя. Но достаточно ли этого ему самому?

Нет, каждый из нас хочет прожить полнокровную, наполненную делами и событиями жизнь, реализовать все способности, которыми наделила нас природа, насладиться красотой окружающего мира и искусства. Современная цивилизация предлагает для этого небывалые ранее возможности. Но для самореализации, для наслаждения видом горной вершины или водопада, Тадж-Махала или Парфенона, для того чтобы сгорать от любви или испытывать восторг от музыки, живописи, литературы, нужно обладать определенной степенью духовного развития. Основы такого развития в вузе закладывают философия и другие гуманитарные дисциплины. Если специальные предметы делают студента специалистом, то философия и гуманитарные дисциплины формируют в нем личность – мыслящего и ответственного творца собственной жизни, гражданина своей страны.

Студенчество еще со времен средневековья было одной из наиболее активных социальных групп. Студенты в различные эпохи и в разных странах часто выступали в авангарде различных политических движений и процессов.

Лишить студента философии и гуманитарной составляющей высшего образования – значит, серьезно ослабить или вообще уничтожить социальную активность этой наиболее энергичной части населения. Не эта ли невысказанная цель движет борцами с философией и гуманитарными дисциплинами в вузе?

Нам говорят: желающие познакомиться с философией, историей, этикой и т. п. пусть платят сами за чтение курсов по этим дисциплинам, государство не обязано оплачивать то, что сверх рамок специальности направлено на развитие личности. Пусть о своем духовном развитии человек заботится сам! Ну да, те, у кого есть деньги, получат возможность приобщиться к достижениям высокой культуры и пополнят тонкий слой правящей элиты. А тот, у кого денег нет, пусть остается интеллектуальным недоноском, который будет обслуживать эту элиту в качестве программиста, врача, инженера и т. п., довольствуясь мусором масскультуры.

К сожалению, пока все идет именно к этому.

Автор – доктор философских наук, главный научный сотрудник Института философии РАН Александр Никифоров.

Источник: «Газета.Ru»

Вы

0

Оставить свой комментарий

Отзыв должен содержать не менее 50 символов


Список избранного пуст

Избранные товары

Товар Удалить