Ваш город
?
Нет
Да
Изменить город
×
Выберите Ваш город
0
Петь или не петь?

Петь или не петь?

Родители первоклассников школы №5 города Лобня возмущены обязательным ритуалом исполнения гимна России по утрам. По мнению взрослых, администрация подмосковной школы "в последнее время сильно перегибает палку с патриотическим воспитанием".

Каждый понедельник детей заставляют приходить в школу на 15 минут раньше начала начала занятий. Учителя выводят их в коридор, выстраивают напротив классов, и дети вместе с учителями поют Гимн. Кто опаздывает на исполнение Гимна, в наказание ждёт на улице. Кроме того, не патриотичному ребёнку пишут замечание в дневнике. Особое впечатление этот ритуал производит на учеников начальных классов. Родители рассказывают, что теперь их дети, услышав Гимн России в любом месте по телевизору или по радио, цитата, "как зомби вскакивают и начинают петь".

Источник: Радиостанция "Эхо Москвы"


Петь или не петь?

В одном гениальном советском фильме, высмеивающем чрезмерность патриотического воспитания, директор лагеря любил начинать речь словами «Когда я был маленький…»


Так вот, когда я был маленький, я тоже ходил в школу и у нас тоже был гимн. Каждый урок музыки мы начинали, а если оставалось время, то и заканчивали с пения этого гимна.

Сами уроки музыки мне нравились. Добрая и спокойная учительница, знакомство на уроках с творчеством Баха, Моцарта, Бетховена, но вот только в память врезалась всего одна песня – «Гимн СССР». Став чуть взрослее, ребята нашего класса старались слегка опоздать на урок, чтобы избежать этого пения. А если избежать подобной участи не удавалось, то мы просто стояли и, в лучшем случае, открывали рты, имитируя пение. В моем понимании это была плата за Моцарта и Бетховена.


Сейчас в школе учится другое поколение – дети тех, кто в 70 – 80 гг. пел на уроках советский гимн. И сам гимн, и его история, и его навязывание оставила неприятный осадок. Недаром, когда государство в последний раз меняло гимн, возвращая советские мотивы на новый лад, то сделало это вопреки желанию многих жителей страны. Поэтому от родителей дети дома о современном гимне ничего положительного не услышат. Хорошо, если вообще ничего не услышат.


Все-таки, признаемся, наш гимн – это не «Марсельеза». От него не покрывается мурашками спина. У нас нет с этой музыкой тех воспоминаний, от которых хотелось бы плакать, от которых хотелось бы взять автомат и броситься в атаку, защищая свой дом и свою родину. Это не «Священная война» и даже не «Интернационал».


Так получилось, что этот гимн вызывает у современных пап и мам другие чувства. Школа. Линейка. Директор говорит скучную речь про достижения советского народа и партии, дети читают стихи о Ленине, в конце звучит долгожданный гимн, и ты можешь наконец-то быть свободным – линейка окончена.


То, что в школе г. Лобня дети поют по утрам гимн, я лично ничего плохого не вижу. Пускай поют. Вот только навряд ли у детей от этого прибавится патриотизма. Я еще не слышал ни одного мнения, что российский вариант Михалкова с художественной точки зрения лучше сталинского или брежневского. Скорее, наоборот, предпочтение отдается первым вариантам. Это как с фильмом. Более или менее удачный фильм неплохо воспринимается своей свежестью, неповторимостью сюжетной линии и поведения героев. Снятые впоследствии, фильм №2, фильм №3 только снижают восприятие и приводят к отторжению.


Сталинский вариант михалковского гимна был хотя бы интересен с точки зрения новизны. Страна совершила перелом в войне, шел 1944 год. И музыкально удачный гимн был дополнен идеологически правильными стихами. Современный же вариант, кажется устаревшей безвкусицей. Все-таки сила советского гимна заключалась в его идеологии. Как только эту идеологию по возможности выхолостили, гимн поблек.
И как можно полюбить такой атрибут власти? Особенно насильно?


Впрочем, в Туркмении – это мне рассказывала два года назад русская учительница, приехавшая оттуда, - дети каждый день начинают с пения родного гимна, в котором, конечно же, славится Туркменбаши и его великие дела. Не знаю, добавляет ли это патриотизма, но фанатизма – точно. Ее собственный внук, оторванный от этой удивительной процедуры и не обнаруживший на российских телеэкранах знакомого с пеленок лица, первое время плакал и все спрашивал маму и бабушку: «Как же мы теперь-то без Него жить будем?».

Точно такие же вопросы возникали и у ежедневных слушателей различных михалковских версий и после смерти Сталина, и Брежнева. Только это не патриотизм. Это фанатическая преданность системе, культу, строю.


Случай в Лобне, надеюсь, - единичный эпизод, несколько смешной и неловкий. Благо, дети способны протестовать, родители возмущаться. С точки зрения патриотического воспитания это плохо, с точки зрения эстетического и демократического – это здорово.

По-моему, российский гимн – это не самый лучший способ приобщить ребенка к патриотическим настроениям. Вот если бы перед уроками читали бы Пушкина или Есенина, результат был бы ощутимее.
А наш гимн, к сожалению, может только приобщить к культу личности, но для этого надо ой как постараться и для начала ввести туркменский вариант во все школы.

Андрей Гусев

Вы

3

Оставить свой комментарий

Отзыв должен содержать не менее 50 символов


Список избранного пуст

Избранные товары

Товар Удалить