Ваш город
?
Нет
Да
Изменить город
×
Выберите Ваш город
0
Максимальная нагрузка на старшеклассника – 34 часа

Максимальная нагрузка на старшеклассника – 34 часа

Кого только не обвиняют в последнее время в ухудшении здоровья школьников: и медиков, которые не следят за детьми, и школу, где дети проводят времени даже больше, чем со своими родителями.

 – Между прочим, здоровье школьников – это не только медицинская, но и медико-социальная проблема, и очень многое в этом вопросе зависит семьи и родителей, – убеждена главный педиатр Министерства здравоохранения Беларуси Елена НЕВЕРО.

– Ухудшение здоровья белорусских детей началось в 90-х годах и пришлось на годы социально-экономического кризиса на просторах стран СНГ. Заболеваемость детей возросла за десятилетие на 26 процентов, а подростков в возрасте от 15 до 17 лет – на 39 процентов. Сегодня количество детей с хроническими заболеваниями составляет 13 процентов. И если заболеваемость детей нам удалось если не снизить, то хотя бы стабилизировать, то здоровье подростков продолжает ухудшаться и дальше.

– От внутришкольной среды здоровье детей зависит на 20–30 процентов, а это не только условия пребывания детей, но и режим учебно-воспитательного процесса, учебные нагрузки, качество и регулярность питания, психологический климат в классе и т.д., – объясняет заведующая отделением гигиены детей и подростков Республиканского центра гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья Алла МАЛАХОВА.

– С 1995 по 2003 год у школьников отмечался рост морфофункциональных нарушений (проблемы со зрением и нарушением осанки). Поэтому акцент санитарно-эпидемиологической службой был сделан на обеспечение школ новой ученической мебелью, безопасной компьютерной техникой и улучшение искусственного освещения рабочих мест.

Жесткая позиция санэпидслужбы позволила сократить количество кабинетов учебно-вычислительной техники, несоответствующих санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам, с 40,7 процента (в 2003 году) до 11,7 процента. В 65 процентах школ были реконструированы системы искусственного освещения: установлены новые лампы с использованием электронных пускорегулирующих приборов и незначительным коэффициентом мерцания. Кстати, нормы искусственного освещения рабочих мест в школах были увеличены до 400 люкс, в то время как в России норма составляет 300 люкс. Сегодня санэпидслужба борется с использованием в учебных помещениях декоративных штор и неправильным использованием жалюзи, которое снижает естественное освещение почти на 20 процентов.

К новому учебному году было приобретено более 16 тысяч комплектов ученической мебели. Значительно обновлена мебель в учреждениях образования Гродненской, Минской и Брестской областях и практически полностью в Минске. Как результат – стабилизация расстройств зрения и нарушения осанки в последние четыре года.

По предложению Министерства здравоохранения РБ был оптимизирован режим школьных каникул – отныне весенние и осенние совпадают с переводом стрелок часов на зимнее и летнее время. В 40 процентах начальных классов созданы условия для хранения там принадлежностей для уроков трудового обучения, изобразительного искусства, спортивной одежды, книг для дополнительного чтения, учебников и учебных пособий для первоклассников, которым домашние задания не задают. При строительстве или реконструкции зданий общеобразовательных заведений такие же индивидуальные шкафы и ячейки следует предусматривать и для учащихся средних и старших классов школ. Плюс необходимо позаботиться о душевых, чтобы у детей после занятия физкультурой была возможность "освежиться"…

Раньше много жалоб поступало в санитарную службу от родителей, дети которых учились во вторую смену. Поэтому теперь во всех школах уроки должны завершаться до 19.30. Учебные занятия в школах рекомендуется начинать не ранее чем в 8 часов, а оптимальное время для начала школьных занятий – 9 часов утра. Занятия в первых и вторых классах разрешается проводить только в первую смену.

Под наблюдением санэпидслужбы оказались также вес и полиграфическое исполнение школьных учебников и даже вес ранцев (максимум 600 граммов – для учеников младших классов и 700 граммов – для старших детей. Начальная школа уже целиком обеспечена учебниками, целиком соответствующими гигиеническим требованиям. Постепенно, по мере переиздания, пригодятся в соответствие с гигиеническими нормами учебники для учеников средних и старших классов школ.

– В текущем учебном году учебная нагрузка на школьников будет снижена на 15, а в старших классах – на 20 процентов, – сообщила главный инспектор министерства образования Лилия Кузнецова.

– Объем недельной нагрузки в 11-летней школе во всех классах снижен в сравнении с типовым учебным планом 12-летки суммарно на 32 учебных часа. Сокращены часы на изучение математики, обществознания, иностранного языка, музыки, физики, истории, географии, изобразительного искусства. Количество уроков физкультуры также сократились с трех до двух уроков в неделю. Это было сделано по той причине, что суббота должна стать днем проведения физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы. Вообще исключен из школьной программы предмет "Отечественная и всемирная художественная культура", содержание которого будет заложено в предметах гуманитарного цикла и факультативах.

Между прочим, по мнению Лилии Кузнецовой, учебная нагрузка зависит не только от количества часов, но и от объема изучаемого материала, от форм его подачи и профессионального мастерства педагога. А также от того, сколько времени школьник проводит дома за выполнением домашних заданий. Первоклассникам домашние задания вообще не задаются. Ученики вторых классов должны затрачивать на выполнение домашних заданий не более 1,2 часа, 3-х и 4-х классов – 1,5 часа. Время, затраченное на выполнение заданий по одному учебному предмету, не должно превышать в 2-м классе 20 минут и 30 минут – в 3-м и 4-м классах. Объем домашней работы не может превышать 30 процентов от объема работы, выполнявшейся в классе. В домашнюю работу нельзя включать задания, рассчитанные только на механическую работу, очень громоздкие, трудные и непосильные для самостоятельного выполнения, а также задания, о приемах выполнения которых ученики не имеют точного представления.

– Задания, отмеченные звездочкой, на дом задаваться не должны, – предупредила Лилия Кузнецова.

– Это задания повышенной сложности, и ребенок может работать над ними только с педагогом. В 5-х и 6-х классах на выполнение домашних заданий отводится максимум 2 часа, в 7-х и 8-х – до 2,5 часов и в 9-11 – до 3 часов. Вообще обязательная учебная нагрузка в начальных классах составляет 18–21 час, в 5–9-х классах – 24–28 часов и 27 часов – в 10–11-х классах. А максимально допустимая нагрузка (с учетом посещения факультативов), в соответствии с Санитарными правилами и нормами, во всех типах общеобразовательных заведений одинаковая и составляет 22–24 часа в 1–4-х классах, 27–33 часа – в 5–9-х классах и 34 часа – в 10–11-х классах.

Особенность этого года – переход всех школьников на базовый уровень образования, поскольку в прошлом году на повышенном и углубленном те или иные предметы изучали 48 процентов учащихся. Теперь для углубленного изучения того или иного предмета предназначены факультативные занятия. Но факультатив, не стоит забывать, это дополнительная учебная нагрузка. В Министерстве образования придерживаются той позиции, что посещение факультатива – дело добровольное и это выбор школьника и его семьи. С этим категорически не согласна главный педиатр Министерства здравоохранения Елена Невера: "Сегодня дети находятся в таких условиях, что им не приходится выбирать. Если ребенок собирается поступать в ВУЗ, то на него ложится нагрузка в школе, нагрузка на факультативе, выполнение домашних заданий плюс занятия с репетитором. Таким образом, рабочий день старшеклассников, желающих продолжить обучение в ВУЗе, составляет 10–12 часов. Это мы создали нашим детям такие условия, мы впихнули их в такие рамки..."

Кстати, в Гигиенических требованиях к устройству, содержанию и организации учебно-воспитательного процесса записано, что учебная нагрузка должна рационально распределяться по дням недели. А расписание уроков должно составляться с учетом ранговой шкалы сложности предметов. Занятия по учебным предметам, требующим большого умственного напряжения, сосредоточенности и внимания (математика, физика, химия и т.д.) не рекомендуется ставить в расписании на первом и последнем уроках. На протяжении школьного дня разрешается проводить контрольную работу не более чем по одной учебной дисциплине, причем на последних уроках проведение контрольных работ санитарными врачами запрещается. Вообще в школьном расписании следует чередовать учебные предметы, требующие статического напряжения (математика, язык и т.д.) с учебными предметами, включающими двигательные и динамичные компоненты (физическая культура, танец, музыка, изобразительное искусство и т.д.) Выполняются ли все эти требования?

Алла Малахова призналась, что реально выполнить все эти пункты довольно проблематично, однако посоветовала родителям тщательно изучить расписание уроков своих детей. Если математика стоит последним уроком только один раз в неделю, возможно, это вынужденная мера, но если трижды в неделю – на это следует обратить внимание руководства учебного заведения. "Вообще значительную роль в воспитании здоровья детей должны играть их родители. Социальное благополучие семьи и комфортная психологическая обстановка – неотъемлемые составляющие детского здоровья", – резюмировала специалист.

Вы

0

Оставить свой комментарий

Отзыв должен содержать не менее 50 символов


Список избранного пуст

Избранные товары

Товар Удалить