Ваш город
?
Нет
Да
Изменить город
×
Выберите Ваш город
0
Принцип законости в дидактике

Принцип законости в дидактике

Существуют ли законы в дидактике, или педагогика как наука ограничивается всего лишь правилами и условиями успешного обучения.

Принцип законности в современной дидактике

автор: ЛЕВИЧЕВ ОЛЕГ ФЕДОРОВИЧ

"Природа побеждается послушанием".
Химик может предсказать вперед атомный вес существующего, но еще не открытого тела и до известной степени его свойства, то он осуществляет это благодаря выясненной законообразной зависимости, содержащейся в периодической системе Менделеева.
Если механик строит новую машину, вперед предвидя ее действие, то он достигает этого уяснением определенной зависимости явлений при соотношении одних рычагов с другими.
Точно так же физик может определенно высчитать количество калорий, потребных для согревания определенного тела при данном его объеме, опять–таки руководясь выясненной раньше зависимостью. То же самое мы имеем в известной мере и в биологических знаниях, хотя развитие их далеко не достигает совершенства астрономии, химии, механики и физики».
Поэтому законы, управляющие вышеупомянутыми состояниями материи, - все те же всеобщие законы, они так же точны к человеческим чувствам и эмоциям, как и в отношении силы или материи более низких вибраций.
Особенность всеобщих законов в том, что они не поддаются объяснению. Объяснить фундаментальный закон – значит подвести его под более общие, а следовательно, более фундаментальные законы.
Открытие фундаментального закона равно революции в науке. С. Вивекананда о всеобщих законах пишет следующее: « Законом называют стремление целого ряда явлений повториться все наши представления о законе установились в силу ассоциаций. Целый ряд явлений сочетается в нашем уме с другими явлениями в неизменном порядке, и мы немедленно относим все наши восприятия к определенным фактам в нашем уме.
Во внешнем мире идея закона по своей сущности та же самая, что и во внутреннем. А именно – ожидание, что за известным явлением последует другое и что определенный ряд явлений должен повториться.
Следовательно, закона нет в природе и, строго говоря, ошибочно утверждать, что притяжение существует в земле или что какой-либо закон объективно находится где-то в природе. Закон-это тот метод, та манера, которыми наш ум воспринимает ряд явлений; весь он содержится в уме. Мы называем законом последовательное или одновременное повторение известных явлений, сопровождаемое убеждением в регулярности их повторения, позволяющим нашему уму обнять общий метод всей серии явлений.
Декарт учил, что при всей важности эмпирических методов, наука представляет собой рациональное, умопостигаемое занятие. Кроме эмпирического подхода, существует гипотетико-дедуктивный метод (Поп-пер, 1983,2004, б). Его суть особенно ясно выразил Р. Фейнман (2004). Никого не интересует откуда берется то или иной предложение, важно, чтобы оно находило подтверждение, позволяло предсказывать будущие события и реконструировать события прошлого.

В книге «Педагогика и логика» под редакцией Г.П.Щедровицкого генеральной линей прослеживается мысль, что: «… В современной педагогике довольно много методических (инженерных) разработок, но почти нет научных знаний в точном смысле этого слова». Г.П.Щедровицкий в следующих словах разъяснят свою позицию: «… В основании нашей современной педагогики лежит принцип обобщения передового опыта. Он был выдвинут в 30–е годы и в тех условиях был правильным и помог поднять педагогику. Но сейчас перед нами стоят принципиально новые задачи, и в этих условиях принцип обобщения опыта уже вреден и стал тормозом дальнейшего развития педагогики. И это понятно, ибо когда подобный принцип начинает определять научно–исследовательскую работу, то это приводит к уничтожению самой науки… Короче говоря, суть вопроса и сердцевина существующих сейчас разногласий в одном: будем ли мы строить наше воспитание и обучение по-прежнему на основе здравого смысла и так называемых обобщений передового опыта, не развертывая научных исследований, или мы будем развивать педагогику…» и научно-теоретическую мысль.

Решением данной проблемы, на наш взгляд, можно считать введение принципа законности в педагогики.
Современные отечественные исследователи, пытаясь педагогику сделать наукой формируют педагогические законы: например, В. П. Беспалько предлагает "Закон сохранения в дидактике"; С. Р. Репин — "Закон предельного развития"; Г. И. Рябов — "Закон эффективности обучения"; Б. Т. Лихачев формулирует целый ряд законов. Попытки формулирования законов обучения находим также у Дьюи, Торндайка, Меймана,
В работах наших исследователей Ю.К. Бабанского, А.С.Белкина, Б.С.Гершунского,М.И. Махмутова, И.Я. Лернера, М. Н. Скаткина, П.И. Пидкасистого выделены педагогические законы обучения.
1. Закон социальной обусловленности целей, 2. содержания и методов обучения. 3. Закон развивающего и воспитывающего влияния на учащихся. 4. Закон обусловленности результатов обучения характером деятельности. 5. Закон целостности и единства педагогического процесса. 6. 3акон взаимосвязи и взаимообусловленности индивидуальности, групповой и коллективной учебной деятельности. Исследования последних нескольких лет мало чем отличаются от общей картины изучения педагогических законов в прошлом. Некоторые педагоги, все еще задаваясь вопросом, установлены ли педагогикой закономерности и законы, приходят к отрицательному заключению и по-прежнему не признают педагогику наукой.
Попытаемся разобраться в понятиях закон, закономерность и принцип.
Анализ работ по теории обучения свидетельствует о том, что в них понятие «закон» к сожалению используется редко, по причине сложности и многогранности явлений целостного педагогического процесса, трудностью определения устойчивых связей, зависимостей, отношений между ними. В педагогике чаще всего исследователи употребляют термин «закономерность» отождествляя его то с законом, то с принципами.
Подласый И.П выделяет более 60 закономерностей и делит их на конкретные, гносеологические, психологические, кибернетические, социологические закономерности процесса воспитания, обучения. Другие авторы: Харламов, Бордовская, Лихачев, Сластенин, выделяют другие закономерности, и этот процесс может выйти за рамки разумно. Количество принципов обучения также выходят за рамки эффективного их применения.
Педагог, не в состоянии учитывать множество закономерностей, принципов обучения, он начинает ориентироваться на непредсказуемость, на случайность или как модно сейчас говорить «на точки бифуркации», которые можно трактовать различно. Все зависит от воображения и уровня мышления педагога. Ориентация на непредсказуемость не дает эффективного результата в работе с детьми и объясняется это тем, что педагогика - это искусство. Мы предлагаем, что бы педагогика не стала «самодеятельностью», в педагогической деятельности необходимо использовать известные законы, а не придумывать правила, условия, директивы, которые можно то исполнять, то не исполнять по воле самого педагога.
Поэтому мы убеждены, а наши убеждения основаны на опыте нашей многолетней работы, что введение «принципа законности» в педагогике, сможет обобщить и классифицировать закономерности, принципы и методы обучения. Так еще Занков писал: « В своей практической деятельности учитель в кокай-то мере поступает согласно объективным законам, как бы нащупывает законы, еще не открытые наукой. Если бы деятельность педагога шла вразрез с этими законами, он не достиг бы никаких положительных результатов.
Раскрытие объективных законов обучения и воспитания вооружает способами точного предвидения, а благодаря этому достигается эффективная перестройка и совершенствование практика..".
Задолго до этого Лейбниц писал: «…принцип-закон» повелевает искать плавные переходы даже и там, где они не видны или еле заметны». Следовательно, введение «принципа законности» в педагогическую науку будет способствовать разработке новых методов обучения согласно логике всеобщих законов. И сделает процесс обучения естественным, что будет соответствовать самой природе ребенка.
Приведем всеобщие законы, которые на протяжении многих лет мы используем в образовательном процессе.
Закон пропорционального соотношения скорости движения с прилагаемой силой (Например: Психологические закономерности:

1. Продуктивность обучения (в известных пределах) прямо пропорциональна интересу обучаемых к учебной деятельности;

2. Продуктивность обучения, (в известных пределах) прямо пропорциональна учебным возможностям учащихся;

3. Продуктивность обучения (в известных пределах) прямо пропорциональна количеству тренировочных упражнений. и т.д.

Дидактические {содержательно-процессуальные) закономерности:

1. Результаты обучения (в известных пределах) прямо пропорциональны продолжительности обучения;

2. Продуктивность усвоения заданного объема знаний, умений (в известных пределах) обратно пропорциональна количеству изучаемого материала или объему требуемых действий;

3. Продуктивность усвоения заданного объема знаний, умений (в известных пределах) обратно пропорциональна трудности и сложности изучаемого учебного материала, формируемых действий. и т.д.)

В органическом мире всякая функция может подвергаться ускорению зависимости от особых возбудителей и пропорционально их силе и соответственно направлению их действия.
Работая с детьми, педагог имеет дело с замкнутой системой, в которой большей частью предопределено направление действия той или иной функции, а равно и пределы ее развития, чем и ограничивается применение этого закона.
В соотносительно деятельности, как мы знаем, раздражение идет пропорционально силе возбуждения до известного предела, когда наступает истощение функции, которое представляет уже начало разрушения системы. Что касается возбуждения, то оно обуславливается строением движущих органов и, следовательно, может происходить только в определенном направлении. Но и возбудитель в таком случае только тогда является возбудителем, если он имеет ту же сторонность, вследствие чего и здесь этот закон не терпит какого – либо нарушения.
Закон противодействия равного действию. Например: Гносеологические закономерности: Продуктивность усвоения зависит от уровня проблемности обучения, от интенсивности включения учащихся в разрешение посильных и значимых для них учебных проблем.
В нравственном воспитании, развитие в человеке, тех или иных нравственных потребностей, мотивов, чувств способствует актуализации противоположных качеств. Нарастание одного нравственного качества вызывает стремление к противодействию со стороны другого, противоположного ему.
Например, если ученик развивает в себе такие качества как спокойствие, сдержанность, то в своем сознании он постоянно выделяя их детерминирует вспыльчивость, раздражение. Поэтому, школьник, развивая одно положительное качество в своем характере будет усиливаться и ему противоположное. Для эффективного самосовершенствования необходимо знать данный закон и использовать его для эффективного нравственного развития.
Закон подобия.

Например:Социологические закономерности:

1. Развитие индивида обусловлено развитием всех других индивидов, с которыми он находится в прямом или непрямом общении.

2. Продуктивность обучения зависит от объема и интенсивности познавательных контактов.

3. Эффективность обучения зависит от уровня «интеллектуальности среды», интенсивности взаимообучения.)

В педагогике закон подобия можно проследить в многогранности детского коллектива. Закон подобия в детском коллективе проявляется в подражании.
Подражание, по существу, является естественным следствием и дальнейшим развитием процесса репродукции, ибо всякая репродукция есть самоподражание или подражание однажды произведенному акту, причем испытанные однажды мышечные раздражения оставляют известный след, который оживляясь, дает толчок к новым действия подобного же рода, т.е. происходит запоминание.Подражание есть необратимое преобразование структуры в результате обратимого понижения ее устойчивости.

Закон инерции. Например, Кибернетические закономерности:Продуктивность обучения повышается, если модель действия, которое необходимо выполнить, — «программа движений» и ее результаты — «программа цели» опережают в мозгу саму деятельность (П.К. Анохин).

Закон инерции приводит к тому, что все раз достигнутое, осуществляется при повторении того же раздражения, приводящем к развитию навыка и упражнения. Инерция в общем случае понимается как отставание (запаздывание) следствия от вызывающей (производящей) его причины.
Закон инерции сильнее действует там, где жизненные условия приводят к изолированности … и к большему единению в его среде. Консерватизм относится к проявлению закона инерции, как все предрассудки, подчинение авторитетам, совершение обрядов, и косность народных масс.
Закон инерции проявляется в привычках, стереотипах детей, навыках, обычаях, традициях. Проявляется он в устойчивости —как способность системы пассивно сохранять (жесткость системы, или статическая устойчивость) и/или активно восстанавливать (динамическая, или регуляторная устойчивость) свои существенные параметры в случае малых (не слишком сильных) нарушений. Иными словами, это способность противостоять малым внешним воздействиям и/или внутренним возмущениям, нарушающим (но не разрушающим Устойчивость, подобно преемственности и новизне, неявно предполагает свою противоположность — возможность разрушения (несохранения).
Закон сохранения. например:Психологические закономерности:Результаты усвоения конкретного учебного материала зависят от способности учащихся к овладению конкретными знаниями, умениями, от индивидуальных склонностей обучаемых; Продуктивность обучения зависит от уровня, силы, интенсивности и особенностей мышления обучаемых; Прочность запоминания изученного материала зависит от способа воспроизведения этого материала (Е.Р. Хилгард). Продуктивность деятельности зависит от уровня сформированности навыков и умений. Количество повторений оказывает сильное влияние на продуктивность обучения (фон Кубе). Процент сохранения заученного учебного материала обратно пропорционален объему этого материала (Г.Эббингауз). При прочих равных условиях эффективность распределенного заучивания материала выше эффективности концентрированного заучивания (И. Каин, Р. Уилли).
Законы сохранения - фундаментальные физические законы, согласно которым при определенных условиях некоторые физические величины не изменяются с течением времени.
Развитие — процесс, сопровождающийся новообразованием и преемственностью в ряду сменяющих друг друга состояний субъекта развития.
Преемственность — мера причинной зависимости (неслучайности) последующих состояний субъекта развития от предыдущих. Навыки устойчивы и поэтому лишены фундаментальных законов сохранения.
Запомнить — значит приобрести новое, более или менее устойчивое свойство структуры. Для того, чтобы осуществилась М.В. Волькенштейна (1988; Чернавский, 2004), новообразования, необходимо нарушить устойчивость прежнего состояния. Чтобы запомнить, необходимо вернуть обновленную структуру в устойчивое состояние. Следовательно, запоминание есть необратимое (устойчивое) преобразование структуры в результате обратимого понижения ее устойчивости .

Выводы:
1.Мы можем говорить, что закон с одной стороны существует вне сознания субъекта как информация которая требует от субъекта активности, а с другой стороны сознание определяя закон в пространстве, синтезирует суть тех или иных явлений в закон. Как на основе информационных механизмов в коре головного мозга, возникают субъективные переживания в сознании индивида)
2. Всеобщий закон существует как потенция и как акт и это разные объекты, поэтому применение к ним категорий необходимость и случайность не является логическим противоречием и разрешается в реализации «принципа законности» в образовательном процессе.
3. Реализация «принципа законности» содержит нечто, что не содержится в самом всеобщем законе.
4. Законы (как формы) существуют в этом мире только как продукты нашего разума. Это созерцательный момент. Движение же по закону с разными заданными условиями уже не созерцательность, а активность субъекта. Каков механизм реализации принципа законности, т.е, соотношения педагогического замысла и воплощения в образовательном процессе?
5. Противоречия являются движущей силой развития, только на начальной стадии развития. Дальше развитие происходит благодаря детерминации всеобщих законов и разработки методов и приемов обучения согласно логике всеобщих законов. Здесь встает вопрос. Какова диалектика внутренних противоречий?

Литература.
1. Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации. - М.: ВЛАДОС, 1994.
2. В.М. Бехтерев «Психика и жизнь» Избр. труды по психологии личности в 2 т. «Алетейя» СПб., 1999
3. В.М.Бехтерев Избранные работы по социальной психологии. М.: Наука, 1994.
4. В.Н.Помибратов « Категории «Закон». - Ленинград., «Наука» , 1980
5. Голоданов В.Н. Гносеологическая природа законов науки. Изд. «Мысль» М., 1967.
6. Голоданов В.Н. Законы в системе научного знания. Изд. «Мысль» М., 1970
7. Гочарук С.И. «Общественные законы и закономерности» М.: Политиздат., 1977.
8. Друядов Л.А. «Законы науки, их роль в познании» . - М,. «Знание» М.: 1980
9. Капра Ф. «Дао физики» / Пер. с англ. Под.ред. В.Г.Трилиса. – К.: «София», М.: ИД»Гелиос», 2002.
10. Коменский Я.А. Избран.пед.соч. В2 т. Т.1, М., 1982
11. Свами Вивекананда «Философия Йоги». Изд-во «Амрита». - Магнитогорск,. 1992.
12. Уледов А.К. Социальные законы. М., «Мысль», 1976 296с.
13. Учение храма. - М.: Международный Центр Рерихов., 2003
14. Федотова В.Г. «Социальные знания и социальные изменения».-М., 2001.
15. Ю.С.Шкенев «Самоорганизующиеся системы природы и общества» М.: «Прометей»., 1991
16. Гулидов А.И.,Наберухин Ю.И.Проблема причинности в свете концепции динамического хаоса. 2001. "Электронная библиотека по философии - http://filosof.historic.ru"

Вы

0

Оставить свой комментарий

Отзыв должен содержать не менее 50 символов


Список избранного пуст

Избранные товары

Товар Удалить