Ваш город
?
Нет
Да
Изменить город
×
Выберите Ваш город
0
Чувство ученика

Чувство ученика

Статья о специфике понимания индивидуального подхода к ребенку на уроке.

Чувство ученика

Об индивидуальном подходе нам приходится слышать довольно часто. Учителя говорят: «К нему нужен индивидуальный подход». Родители вздыхают: «Моему ребенку требуется индивидуальный подход». Да и дети сейчас тоже говорят о нем. Но все эти слова понимают по-разному. В восприятии каждого свои каноны индивидуального подхода.

Часто можно от учителя услышать: «У меня в классе тридцать человек. Если я все внимание буду уделять только Иванову Вове, то что с остальными делать. Вове нужен индивидуальный подход». Намекая, либо забирайте ребенка, либо приходите заниматься отдельно. За деньги.

Получается, что индивидуальный подход – это когда с ребенком занимаешься индивидуально. Садишься с ним за один стол и работаешь. А что же тогда делать на уроках? Как с индивидуальным подходом быть, когда перед тобою целый класс. Не сядешь ли, действительно, с каждым, не получится.

Выходит, что индивидуальный подход состоит не только в том, чтобы работать с учеником один на один, вернее, скорее совсем в другом. Индивидуальный подход к ученику – это, прежде всего, то, как учитель воспринимает своих учеников. То есть подойти к ребенку индивидуально, это, значит, понять самого ребенка: что он из себя представляет, каковы его цели, что он может, чего не может совсем, чего боится, стесняется отвечать или, наоборот, постоянно тянет руку, любит ли заниматься, не любит. Таких вопросов множество. Ребенок подчас представляет собой клубок разрешенных и неразрешенных проблем, тесно сплетенных друг с другом, в которых сам не может разобраться, и понять его особенности, определить хотя бы некоторые ниточки этого клубочка и составляют суть индивидуального подхода к ребенку.

Ребенку важно на уроке не только понять представляемый учителем материал, но и показать себя, свое я. Вот он какой я, Вова Иванов, посмотрите: у меня новая ручка или новый модный в школе жест. Реагировать на такое поведение своих учеников учитель может по-разному, но не признавать право ребенка выразить тем или иным способом себя учитель не может. В этом уже будет читаться неуважение педагога к своим детям, которое непременно вскоре станет взаимным.

На уроке учится не только ученик, но и учитель. Первый осваивает программу, второй – своих воспитанников. Каждый класс – это своя уникальная программа, наполненная живым интересным материалом со своими сложностями и нюансами. И если учитель разглядит индивидуальные особенности своих учеников, сможет вникнуть в их сложный мир и выстроить, исходя из этого, учебный процесс, то тогда с уверенностью можно сказать ему, что программа пройдена.

Наверное, я употреблю не совсем удачное слово, но учитель должен чувствовать своих учеников. Именно чувствовать. Ведешь урок и чувствуешь, что класс на волне, работает, задает хорошие вопросы, глаза детей горят – еще интенсивнее задаешь тон работе. Проходит несколько минут – чувствуешь, устали дети, выключились - делаешь паузу.

Класс – это не единая однородная масса, это разные и по учебе, и по характеру дети.
Одни лучше готовы именно сегодня работать с тобою, другие – хуже. Один, сидя на уроке, думает об упражнении, а другой – о новой компьютерной игрушке или о больной маме. И если учитель применяет индивидуальный подход к данным детям, то он должен понимать это и, самое главное, ни в коем случае не обидеть ребенка. То, что ребенок не хочет заниматься, надо тоже понять. А иногда и уважать его такое антишкольное настроение.

Можно представить себе, что класс – это музыкальный инструмент, а каждый ребенок – это своя уникальная струна. И только от учителя зависит, как этот музыкальный инструмент у него заиграет. И заиграет ли вообще.

Основополагающее значение на уроке, напрямую влияющее на его результативность, имеет степень взаимодействия ученика и учителя. Зависит она, прежде всего, от педагога, насколько хорошо в нем развито «чувство ученика». Что же это такое? Это мера понимания учителя состояния сидящих у него на уроке детей. Уровень данного понимания складывается из знания особенностей каждого ребенка, его возможностей, уровня притязания, интересов, активности, утомляемости и прочих различных плюсов и минусов, из которых и состоит каждый нормальный ребенок, да и не только он. Как хороший пианист чувствует каждую клавишу рояля и каждую ноту исполняемого музыкального произведения, так и хороший учитель чувствует сидящих за партами учеников, их мысли, чувства, настроения и использует это знание на повышения эффективности урока.

«Чувство ученика» помогает с наименьшей степенью вероятности ошибки определить, кого стоит спросить сейчас, а кого попозже, кто из учеников обманывает, а кто говорит правду, кого стоит похвалить, а кого – отругать. Оно помогает учителю и в степени самого поощрения и наказания, в определении критерия постановки оценки, распределения вопросов и заданий по ходу урока, в домашних заданиях. Благодаря этому чувству учитель с одной стороны знает, что можно ожидать от того или иного ученика, а с другой стороны намечает для себя примерные границы роста определенного ребенка на некотором учебном отрезке и, соответственно, оценивает свою работу: удалось ли ему, учителю, помочь ребенку достигнуть этих границ или нет.

«Чувство ученика» - то важное качество, благодаря которому учитель становиться профессионалом. Это своего рода опыт, появляющийся от общения с ребенком. И накопление данного опыта возможно только если смотреть на ученика как на личность, как на равного тебе человека.

По-моему, индивидуально подойти к ребенку на уроке – значит создать для него психологически комфортные условия. И это вовсе не означает, что ему надо ставить только положительные оценки, спрашивать только тогда, когда он хочет, позволять ему на уроке играть в мобильный телефон или разговаривать с соседкой по парте. Психологический комфорт – это снятие страха перед уроком, наполнение смыслом работы и развитие осознания учеником его собственной личностной значимости. Иными словами, зная индивидуальные особенности детей, учитель должен не забивать их, исключительно выстраивая железную дисциплину, а, наоборот, всячески поддерживать и помогать им самоутверждаться в своих же собственных глазах. А учебный материал должен стать базой для самореализации учеников.

Результативность урока будет заключаться не только в прохождении и усвоении программы, но и в личностном росте учащихся, которым общение с учителем помогло стать чуть спокойнее, чуть увереннее, чуть добрее. И без использования метода индивидуального подхода добиться этого, пожалуй, невозможно.

Гусев Андрей Николаевич
angusev1@yandex.ru
т. 8-926-248-35-21

Вы

0

Оставить свой комментарий

Отзыв должен содержать не менее 50 символов


Список избранного пуст

Избранные товары

Товар Удалить