Ваш город
?
Нет
Да
Изменить город
×
Выберите Ваш город
0
Глаголом жечь сердца детей

Глаголом жечь сердца детей

Представляю вашему вниманию свою статью о том, какие глаголы и в каких формах учитель употребляет на уроке в своей речи.

Глаголом жечь сердца детей

Когда я слышу свой голос в записи, то моя первая реакция – раздражение. Только прослушивая запись второй, третий раз, я успокаиваюсь и начинаю вникать в суть происходящего на уроке.

Сказать, что мои уроки – сплошной монолог со сцены, я, конечно, не могу, но, к сожалению, учителя слышно всегда, а детей – нет, учитель говорит без конца, а ученики – лишь время от времени. Тишина в классе, которая мне так нравится на уроке – все-таки безусловный показатель дисциплины, - при прослушивании действует угнетающе.

Интересно ли ученикам на моих уроках? Такой вопрос стоит задавать себе постоянно. Я задаю его эпизодически, по совести говоря, раз, два за день, то есть лишь на каждом третьем – четвертом уроке. В остальное время голова забита другими проблемами. При прослушивании своих уроков, даже тех, которые казались интересными, скучаешь, зеваешь, преодолевая сон, а оживаешь только когда говорят дети: не отвечают на твои заготовленные вопросы, а сами создают учебную ситуацию, сами тебе задают вопрос, а ты пытаешься на них ответить. Кстати, не всегда точно.

А еще интересно, когда звучат детские реплики. Ценность некоторых из них понимаешь не сразу. А ведь они и есть суть твоего урока, то живое, ради чего вообще и стоит входить в класс. Но дети говорят мало, учитель – много. На уроке это придает уверенности и осознания того, что урок проходит как надо. В записи, словно в зазеркалье, все меняется: собственный голос раздражает, его частота огорчает. Детские же голоса ласкают слух, а их несанкционированность, что выводит из себя на уроке, воспринимается как изюминка, а подчас откровенно является лучиком света в твоем собственном темном царстве.

Оплотом царства слова учителя является глагол. Глаголим мы много, глаголим без конца и так к этому привыкаем, что любим говорить, говорить, чтобы нас слушали, слушали и слушали. Дети к голосу преподавателя, как и ко всему, что их окружает, со временем привыкают, но если голос учителя вызывает раздражение у него самого, то стоит ли предъявлять претензии слушателям?

Вернемся к глаголу. Вся суть заключается в нем. Главное слово в предложении не может быть нейтральным. Оно либо жжет сердца, либо их высушивает. Оно либо побуждает к инициативе, либо отбивает всякое желание к ней.

Прослушав добрый десяток своих уроков, разных по тематике и по жанру, я поразился одному весьма любопытному обстоятельству: количество глаголов, мною произносимых за один урок, удивительно стабильно – 110 – 120. Получается, что за один урок регулярно более ста раз дети вынуждены воспринимать мои обращения и так или иначе реагировать на них. От их реакции и зависит степень взаимодействия ученика и учителя, а также результативность урока.

В какие же грамматические формы я заключаю глаголы перед тем как подать их детям? Конечно, в первую очередь в повелительное наклонение. Оно в обычном уроке явно преобладает: от 32% до 40%. Затем следуют глаголы изъявительного наклонения 1, 2 и 3 лица. Их процентное соотношение колеблется от 9% до 24%. Причем чаще я использую глаголы 2 лица (порядка 20%), затем глаголы 1 лица (16%), и глаголы 3 лица (14%). Реже остальных встречаются безличные глаголы. Их за урок бывает от 10% до 18%.
Такова картина. Но что любопытно, она возникает, если я специально не настраиваюсь на урок, не готовлюсь к нему, пользуюсь лишь имеющимися старыми конспектами, а то, бывает, и их откладываю в сторону. То есть когда у меня урок изначально не несет своей индивидуальности, когда он безличен, то в нем царствует его величество глагол повелительного наклонения.

Принципиально другая картина на тех уроках, к которым я готовился особо и заранее настраивался. Здесь уже преобладают глаголы 1 лица (30% - 35%), за ними следуют глаголы 2 лица (21% - 25%), а уж потом в разной последовательности остальные глаголы, в том числе и повелительного наклонения. Их процент колеблется от 6% до 22%.
Выходит, что те уроки, которые я даю автоматически, построены на повелительном наклонении, а уроки, на которые я сам настраиваюсь и на которых выкладываюсь, на 1 лице МЫ.

Детям не все равно, как к ним обращаются: «посмотрите» или «посмотрим», «подумайте» или «подумаем», «сделайте» или «сделаем». Ведь невозможно же все время только выполнять приказы учителя. Это в конце концов начинает надоедать и раздражать.
За собою я заметил, что вечером после работы больше двух – трех глаголов подряд в повелительном наклонении от жены я не выношу. Комбинация слов «положи – подойди – сделай» для меня просто неприемлема. Так почему же дети должны пять раз в неделю по шесть уроков в день выслушивать комбинации в десять раз длиннее и при этом еще не выказывать своего протеста?

Конечно, без повелительного наклонения никуда, конечно, оно очень важно на уроке, но когда его слишком много, а его частота слишком велика, мы, учителя, получаем обратный эффект.

Требуя, чтобы дети на каждом уроке работали, я, например, из шести уроков качественно работаю на одном – двух, остальные даю на автомате, на опыте. Перестроить эту закономерность для меня невозможно: уж больно много сил отнимают такие уроки. Чтобы сказать классу МЫ, надо быть готовым вместе с классом погрузиться в проблему, а на это не всегда хватает выдержки. Вот и хватаешься за спасательный круг, за повелительное наклонение, и нещадно эксплуатируешь его.

Приходится признаться самому себе: приказывая и повелевая, я защищаю себя от учеников. Прикрываясь, словно щитом, формой повелительного наклонения, я чаще всего просто расписываюсь в собственном бессилии встать на сторону ребенка. И мне остается только одно: верить, что детям хватит мудрости прощать мне эту слабость.

Гусев Андрей Николаевич
angusev1@yandex.ru
т. 8-926-248-35-21

Елена

20.07.2015
Моя дочь окончила школу еще при Александре Наумовиче. Что-то я не помню, чтобы кто-нибудь ее удерживал в школе полный день насильно. Многие дети ездили в школу из других районов, а перед лицейской неделей их просто невозможно было выгнать домой, некоторые даже ночевали в спортзале с разрешения родителей. Дочь перешла в 734-ю в 92 году из-за переезда в новую квартиру, раньше училась в центре в спецшколе. После казарменной обстановки обычной средней школы это был глоток свежего воздуха — атмосфера уважения к личности и творческий настрой педагогов и учеников. У нее были проблемы с математикой — 4 года проведенные в школе Тубельского придали ей столько уверенности в себе, что, окончив МВТУ, сейчас она работает финансовым аналитиком в крупной международной фирме. А я помню, что и в те годы многие считали систему Тубельского ущербной. Просто те, кто привык к палочной системе, зубрежке и натаскиванию к сдаче экзаменов, не могут понять ценности свободного развития личности без страха наказания оценкой и т. п.  К сожалению, не знаю, что происходит со школой сейчас, боюсь, что то же, что и со всей страной — с одной стороны урезание свободы и закручивание гаек, а с другой — полный развал образования и воспитания.

РАИСА АЛЕКСАНДРОВНА

26.04.2015
МЫ ЖИТЕЛИ ДОНБАССА. МЕСЯЦ НАЗАД, Я ПОЖАЛОВАЛАСЬ НА НАШУ СИТУАЦИЮ С ГУМАНИТАРКОЙ. О КОТОРОЙ ВСЕ ГОВОРЯТ ТАК МНОГО, В ОДНОЙ ИЗ МОСКОВСКИХ ГРУПП — КАК ВЫЖИТЬ, НЕТ ГУМАНИТАРКИ, ЗАРПЛАТ, СОЦВЫПЛАТ… ЗА ЭТИМ ПОСЛЕДОВАЛА ПЕРЕПИСКА-КОММЕНТАРИИ А В ПОСЛЕДСТВИИ, МОСКВИЧИ ПЕРЕДАЛИ МЕДИКАМЕНТОЗНУЮ АДРЕСНУЮ ПОМОЩЬ ЛИЧНО МНЕ С РЕБЁНКОМ ПОД ОПЕКОЙ, ПРИЕХАВ ЛИЧНО… Я ПОЗНАКОМИЛА ВОЛОНТЁРА С УСЛОВИЯМИ СВОЕГО ПРОЖИВАНИЯ, СОСЕДЕЙ, КОЛЛЕКТИВА С КОТОРЫМ Я РАБОТАЮ. ВСЕХ ОПРОСИЛИ О НУЖДАХ, ЗАПИСАЛИ ПРОСЬБЫ И ДАННЫЕ И ПРИЕХАЛИ ВТОРОЙ РАЗ С ВЫПОЛНЕННЫМИ ЗАКАЗАМИ… ПОКА ОБЕСПЕЧЕНО 15 СЕМЕЙ. ЖДЁМ ТРЕТИЙ РАЗ! МЫ БЛАГОДАРНЫ, ПОТОМУ ЧТО НЕ ХОТЯТ РОССИЯНЕ ОТДАВАТЬ НЕВЕДОМО КОМУ СВОЮ ВЕЩЕВУЮ ПОМОЩЬ, ТЕМ БОЛЕЕ ОНА НЕ ПОНЯТНО КУДА ДЕВАЕТСЯ… НИ Я, НИ МОИ СОСЕДИ НИ РАЗУ НЕ ПОЛУЧАЛИ ГУМАНИТАРКУ ОТ ЛНР. МОЙ КОЛЛЕКТИВ "АЮШКА" И ЕГО РОДИТЕЛЬСКИЙ СОСТАВ, БЛАГОДАРЯТ МОСКОВСКУЮ ШКОЛУ САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ИМ. ТУБЕЛЬСКОГО ЗА ОКАЗАННУЮ ДЕТЯМ И ИХ СЕМЬЯМ ПОМОЩЬ! Я ПРОШУ ВАС ЛИЧНО, КТО ЧИТАЕТ ЭТОТ КОММЕНТАРИЙ, РАСПРОСТРАНИТЬ ЭТУ ИНФОРМАЦИЮ В МОСКВЕ, ЖЕЛАТЕЛЬНО, ПЕРЕДАВ ИМЕННО В ЭТУ ШКОЛУ! БУДЕМ ОЧЕНЬ БЛАГОДАРНЫ!

Мария

16.03.2015
Именно, потому что там им открыли это "хотение". Дети действительно понимают, что им надо учиться. И для чего им надо учиться. И готовы сами принимать решение, хотят они учиться в этой школе или в другой. Потому что считают, что там будет лучше. Не знаю ни одной школы, в которой все довольны всем! А учиться в этой школе действительно интересно. И не всякий родитель готов к этому. К сожалению, многие считают, что школа должна "учить"!

Айка

17.02.2015
Выпустилась в прошлом году. Хочу ОБРАТНО! Хочу быть маленькой! Всё время вспоминаю те чудные моменты, которые там пережила. Не могу уже (И горе на душе, и радость одновременно.

Васильева

16.05.2011
Что дети НЕ МОГУТ уходить из школы раньше — это неправда, многие дети не находятся там полный день, их разбирают по кружкам. А для тех родителей, которые весь день на работе, полный школьный день — просто спасение. Ребенок и накормлен, и погулял, и уроки сделал. Кроме того, в школе огромное количество всяких кружков и внеклассных занятий — поэтому дети оттуда и уходить не хотят. Я взрослый человек, а когда прихожу за ребенком, мне самой оттуда не хочется уходить. Атмосфера такая :-)

Гость

01.02.2011
А что значит — СЕЙЧАС то это зачем? Что изменилось? Как правило, родители работают (и даже если не с восьми до восьми как вы утрируете), то все равно полный рабочий день, до 5-6 часов, плюс час на дорогу — и это не значит, что семья неблагополучная. А детям, если им нравится, и если школа дает им много помимо общеобразовательных предметов, а развивает и в других направлениях, это только на пользу. Все равно бы пришлось искать какие-то дополнительные кружки и занятия, чтобы дети не сидели свободное время перед ТВ или компьютером, а их по-прежнему не так много, не так удобно они расположены в каждом районе и не так дешево стоят. Мы ходим в другую школу полного дня — где у ребенка есть театральный кружок, этикет, другие занятия и считаем, что это и очень удобно и полезно. Спасибо.

Гость

08.03.2010
Я работаю в школе неподалеку, к нам оттуда переходят дети, которые действительно хотят учиться и поступить потом в вуз.

Евгений_С

03.03.2010
Есть такая в Москве, ее адрес - Сиреневый бул, 58. Местные жители многие считают ее "для дураков" - из-за недостаточной академичности преподавания некоторых дисциплин, необходимых для поступления в ВУЗ, но сами дети оттуда раньше 6 вечера никак уходить не хотят. Школа и сад одно учебное заведение. Сайт садика есть, сайт школы пока не нашел.

28.03.2006
Кто-нибудь слышал о такой? Что можете о ней сказать? Ваши личные отзывы и впечатления о ней какие?

Вы

3

Оставить свой комментарий

Отзыв должен содержать не менее 50 символов


Список избранного пуст

Избранные товары

Товар Удалить