Ваш город
?
Нет
Да
Изменить город
×
Выберите Ваш город
0
Эстетическое воспитание: Цель или средство

Эстетическое воспитание: Цель или средство

Статья преподавателя английского языка школы 224 САО г. Москвы Евгении Хаимовой.

Эстетическое воспитание как метод обучения иностранному языку в средней школе: «Цель или средство?»

Е.М.Хаимова

Красота – это первая ступень в воспитании чувств, эмоциональной отзывчивости.

Только на эмоциональной основе устанавливаются прочные связи ребёнка с окружающим миром. Красота и доброта идут всегда рядом. Красота, в каких бы она формах не проявлялась, если она одухотворена, очеловечена, несет в себе добро. А добро тем более прекрасно, и встреча с ним, точно так же как встреча с красотой, оборачивается огромной радостью для ребенка.

«Урок иностранного языка в школе – это особый урок, он должен дарить детям радость», - гласит известная методическая аксиома. Весь арсенал педагогических средств направлен сегодня на достижение этой цели: красочные учебники, великолепные наглядные пособия, всевозможные кроссворды, пазлы, игры, аудиокассеты со стихами и песнями, видеоматериалы. Но что-то особой радости в глазах детей не видно, скорее настороженность, испуг, раздражение. Учащимся скучно и трудно, а, следовательно, неинтересно.

Проблема интереса, увлеченности – одна из фундаментальных проблем всей педагогики, и её умелое решение важно для успешного ведения занятий по любому школьному предмету. Но особое значение она приобретает в области преподавания иностранного языка, где без эмоциональной увлеченности невозможно достичь мало-мальски сносных результатов, сколько бы ни отдавать этому сил и времени. Ведь вне языковой среды иностранному языку научить нельзя, ему можно только научиться.

Напротив, весь пафос сегодняшних программ и учебников направлен на то, чему и как учитель должен обучить своих учеников,в каких объёмах и какими « видами речевой деятельности» они должны овладеть, как развлечь школьников невиданным доселе разнообразием методических приёмов, а вопрос, чем и как учитель может и должен увлечь детей, в этой литературе даже не затрагивается. В результате процесс обучения иностранному языку лишается радости эмоциональной наполненности и тем самым у него отнимается самое главное – способность благотворного воздействия на духовный мир учащихся, их нравственность, эстетические воззрения, на формирование у них эстетического вкуса.

Любой язык, как родной, так и иностранный, - это живой организм, в нем сосредоточен, кроме информационного, огромный нравственный, этический, эстетический, художественный потенциал, поэтому отношение к языку как формальному набору «видов речевой деятельности» ведет к выхолащиванию самой его сути. Задача состоит в том, чтобы вызвать в детях и подростках ясное понимание того, что язык – не простое развлечение и добавление, не «гарнир», которым можно пользоваться по своему усмотрению, а важная часть самой жизни, жизни в целом и жизни каждого отдельного человека, в том числе и школьника.

Целью обучения иностранному языку сегодня является формирование коммуникативной компетенции, т.е. компетенции общения. Трудно не согласиться с тем, что даже на родном языке, где знание лексики и стилистических особенностей не представляет сложности, не всегда удается убедительно и логично выстроить речь и достичь желаемого результата в общении. В значительной степени это обусловлено тем, что на уроках, как родного языка, так и иностранного, все устные высказывания учащихся представляют собой речь лишь по форме, а по сути таковой не являются. А ведь человеческая речь (как письменная, так и устная) – продуктивный вид деятельности, т.е. плод творчества, самостоятельный «продукт», неповторимый по содержанию и форме. На практике же часто приходится встречаться с ситуацией, когда ответы учащихся по изучаемой теме похожи как близнецы–братья, что является ярким примером репродуктивности, т.е. воспроизведением.

Не секрет, что многие взрослые люди не умеют общаться на родном языке, даже на бытовом уровне: испытывают неловкость во время телефонных разговоров, при столкновении с автоответчиком, общении с продавцом, в общественных местах и т.д., - не говоря уже о владении культурой речи в полном понимании слова. А на уроке иностранного языка преподавателю предстоит учить всему этому детей, да ещё не на родном, а на иностранном языке!

В том-то и уникальность предмета «иностранный язык», что эти уроки являются фактически единственными, моделирующими реальные и многообразные ситуации общения. Ни на одном другом школьном уроке не ставится задача научить ребят общаться. А что такое общение? Это не только умение правильно говорить и грамотно построить свою речь, но умение слушать и слышать, переживать и сопереживать. Достигнуть этого, не затрагивая эмоциональной сферы учащихся, невозможно, и в этом смысле урок иностранного языка, скорее всего, близок предметам эстетического цикла: музыке и изобразительному искусству.

Вот почему очень важно, чтобы на уроках звучали не холодные, бездушные, хотя и правильные ответы учащихся, а ответы, содержащие собственные переживания, впечатления, окрашенные детской эмоцией, искренние «всплески» души и разума. Именно тогда процесс общения приобретет желанную форму, осуществляясь в единстве мысли и чувства.

Общение без доверия недостижимо. Если мы хотим научить общению, то необходимо установить особые доверительные отношения, ведь на уроке иностранного языка обсуждается не Закон Ома для участка цепи и не Правило Буравчика, а то, что лично касается и затрагивает каждого из нас. Формализм здесь губителен.

Приобщая школьников к иностранному языку, совершенствуя их умения в разных видах речевой деятельности, надо иметь ввиду, что в основе всего этого должно лежать эмоциональное, активное восприятие языка. Это понятие ни в коем случае нельзя отождествлять с термином «аудирование» (восприятие речи на слух). Восприятие языка нельзя сводить к одному из «видов речевой деятельности», как это обычно делается. Активное эмоциональное восприятие языка – основа языкового воспитания в целом и всех его звеньев. Язык может выполнять свою познавательную, воспитательную, эстетическую функцию только тогда, когда дети научатся по-настоящему слышать его и размышлять о нём. Более того, можно смело сказать, что не умеющий слушать и слышать никогда не научится по-настоящему говорить и общаться.

Прочувствованное и продуманное восприятие языка – одна из самых действенных форм приобщения учащихся к иностранному языку, так как при этом активизируется внутренний, духовный мир школьников, их чувства и мысли. Вне подлинного восприятия общение вообще невозможно, тем более на иностранном языке. «Мы устроены так, что чувственное для нас важнее, чем умственное. Мы считаем что-либо основательно познанным, когда мы почувствуем его не только головой, но и призовём к этому всю нашу нервную систему», - писал А.В.Луначарский.

Все впечатления, представления и знания, которые прошли через душу и сердце ребёнка, становятся его собственными знаниями, собственной точкой зрения, его мыслями и убеждениями, его отношением к добру и злу, прекрасному и безобразному, что и определяет нравственную позицию человека. И здесь ценность эстетического воспитания, в самом широком толковании, трудно переоценить.

Воспитание эстетических взглядов, эстетического вкуса, культуры общения не только поможет достигнуть цели обучения иностранному языку, но сформирует полноценную, эстетическую развитую личность. Детей надо не просто учить, их надо воспитывать ежедневно, планомерно, но обязательно доброжелательно.

Детская радость – мощный эмоциональный импульс, созидающее начало в процессе становления личности. Вот почему введение ребенка в чуждый ему поначалу мир иностранного языка и иноязычной культуры должно осуществляться по эстетическим законам, в единстве радости, добра и красоты.

Вы

0

Оставить свой комментарий

Отзыв должен содержать не менее 50 символов


Список избранного пуст

Избранные товары

Товар Удалить