Ваш город
?
Нет
Да
Изменить город
×
Выберите Ваш город
0
Счастье в понимании текста

Счастье в понимании текста

Бегло читать любой ребенок все равно рано или поздно научиться, но не в скорости состоит секрет успеха, а в понимании текста. Понимать же прочитанное ребенок может так и не научиться. А ведь грамотного человека определяют не по скорости чтения, а по пониманию того, что он читает.

Счастье в понимании текста

Несколько недель назад учитель математики рассказала мне забавный случай, произошедший у нее на уроке. Пятиклассники решали задачу: «Как за три минуты пожарить на сковородке три котлеты, если на поджаривание одной стороны уходит одна минута, а на сковородке помещается всего две котлеты?» После прочтения задачи учитель спрашивает: «Что требуется узнать в задаче?» Поднимается первая рука: «Елена Яковлевна, здесь спрашивается, сколько котлет можно пожарить за три минуты?» Тут же поднимается вторая рука: «А, здесь спрашивается, за сколько минут можно пожарить все котлеты?» Третья рука: «А, понял! Догадался! Елена Яковлевна, нас просят узнать, что можно поджарить на сковородке за три минуты!»

Таких «веселых» случаев, к сожалению, в школе очень много. Конечно, невольно становится смешно, когда дети, не понимая прочитанного, допускают подобные ляпы, но ведь это горький смех возникает из-за наших учительских недоработок, ошибок, а подчас и профессиональной неготовности учить современного ученика воспринимать текст.

В своей работе учитель ежедневно сталкивается с проблемой, когда дети не понимают, казалось бы, простых текстов: задач, заданий к упражнениям, вопросов учебника. Не вдумываясь в смысл прочитанного, а очень часто и вовсе не читая текст, дети методом случайной выборки выискивают в тексте наиболее понятные им слова: «спишите», «решите», «перескажите», - те, которые чаще всего встречаются в школьных учебниках, и в соответствии с ними сами домысливают задания, стараясь для доступности придать им наиболее понятные очертания, близкие и знакомые чуть ли не с первого класса. Так ребенку понятнее, так ему привычнее. Он невольно домысливает задание учебника или переиначивает его, потому что не привык к самостоятельной работе с текстом, не привык критически оценивать каждое предложение, каждое слово, но зато привык методично и довольно стереотипно выполнять по знакомой инструкции, данной учителем, однотипные задания. Так ему проще. Так бывает проще и учителю. Но от этого страдает критический и самостоятельный подход к заданиям и вопросам, которые в школе являются наиболее распространенными текстами, от понимания которых зависит успешность ученика.

Беда заключается еще и в том, что большинство современных детей, к сожалению, либо не читают совсем, либо читают мало, медленно, чаще всего из-под палки. У родителей практически на каждом родительском собрании возникает один и тот же вопрос: «Как сделать так, чтобы ребенок читал?»

Действительно, от решения этого «вечного» вопроса зависит решение проблемы понимания текста. Читающий ребенок гораздо быстрее и эффективнее будет работать с текстом, нежели нечитающий, но решить данный вопрос не так просто, потому что существует несколько социальных факторов, затрудняющих данное решение. И главный из них – неконкурентоспособность книги и письменного текста в целом перед иными источниками информации: телевизором, компьютерными играми, интернетом, мобильным телефоном. Они требуют от ребенка много меньшего напряжения по усвоению информации, и, следовательно, с большей охотой выбираются детьми.

Но и с ними конкурировать можно и нужно. Во-первых, приучать ребенка к книге необходимо через совместную работу взрослого и ребенка. Мало просто читать, пусть и совместно, книгу, надо разбирать ее, ставить вопросы и отвечать на них, анализировать со всей прямотой и открытостью поступки героев, прогнозировать их дальнейшие действия, ставить себя на их место. Таким образом, надо постараться сделать так, чтобы всячески приковать ребенка к книге, сделать ее неотъемлемой частью жизни ребенка, и только тогда мы можем ожидать положительных результатов. А во-вторых, почему бы не пользоваться современными технологиями? Существуют аудиокниги. Достаточно купить ребенку плеер и несколько дисков с текстами. По цене это дороже обычных книг, но, если разобраться, значительно дешевле хорошего мобильного телефона или компьютера. Вставая на этот путь, мы преследуем всю ту же цель: приучаем ребенка к книге и тексту.

Ну а что же делать учителю на уроке, но же не может купить всему классу плееры? Конечно, современные технологии могут быть союзниками в решении проблемы понимания текста, но и помимо них существуют проверенные довольно действенные педагогические приемы.

В первую очередь – это литературный анализ текста. Читающим становится только говорящий ребенок, поэтому на уроках необходимо создавать условия, чтобы дети как можно больше говорили по поводу конкретного текста. Стоит начинать с простых фактологических вопросов: «О ком говориться в тесте? Куда пошел главный герой? Какое действие он сделал? Зачем? Где он жил?» и так далее, - а затем, постепенно включая воображение ребенка, переходить к более трудным абстрактным вопросам, касающимся анализа поступков героев, смысла произведения, авторской позиции. На данном этапе эмоциональность, воображение, подвижность ребенка можно и нужно превратить из помехи в средство восприятия текста. Очень важно выслушивать каждого ребенка, не перебивать его, оценивать и при необходимости мягко корректировать высказанную учеником позицию. Обязательно выделять и всячески поощрять оригинальные, нестандартные точки зрения, постепенно убеждая детей в очень важной мудрости: в литературе не бывает неправильных ответов, всякий ответ верен, если он обоснован.

Такая комплексная работа с текстом должна проводиться уже в первом классе, и обращать на нее внимание необходимо, по-моему, даже больше, чем на технику чтения. Конечно, ничего дурного в том, что ребенок начальной школы быстро читает, нет, но когда чтение связано только с раскодированием букв алфавита, мы имеем довольно печальную картину: одни дети, удачно раскодирующие буквы, довольно быстро читают, но совершенно не понимают смысла прочитанного, а другие, менее удачно раскодирующие буквы в силу своих психофизиологических особенностей, и читают еле-еле, и уж тем более не могут воспринять смысл текста.
Бегло читать любой ребенок все равно рано или поздно научиться. Один бегло читает уже в шесть лет, другой – только в шестнадцать, но не в скорости состоит секрет успеха, а в понимании текста. Понимать же прочитанное ребенок может так и не научиться. А ведь грамотного человека определяют не по скорости чтения, а по пониманию того, что он читает.

Когда я учился, методисты в один голос твердили, что школьники большую часть урока должны читать. Читать, читать и еще раз читать – главный постулат в начальной школе. Но понимание текста идет не через чтение, а через обсуждение прочитанного. Привыкший к постоянному критическому анализу ребенок будет не только читать, но и сам себе задавать вопросы, включать фантазию, рисуя живые образы, искать свое я через книгу.

Работа с текстом – это во многом работа с воображением ребенка. Развитое воображение ведет к самостоятельности мышления, к способности давать собственную оценку происходящим явлениям.

В начальной школе литературный анализ не должен ограничиваться только фактологическими и абстрактными вопросами учителя. Понимание прочитанного можно воплощать в детских рисунках, в лепке, в разыгрывании сценок. Полезным может быть пересказ текста от имени одного из героев произведения с оценкой произошедшего именно с точки зрения данного героя. Например, пересказ сказки Пушкина «О рыбаке и рыбке» с точки зрения старухи или с точки зрения рыбки будет достаточно любопытным. Интересной работой является чтение по ролям, когда ученикам необходимо подчеркивать характер своего персонажа. Полезны вопросы на опережение, на предугадывание событий в тексте. Сначала дети предсказывают, о чем будет данное произведение или как поведет себя определенный персонаж, а уже затем приступают к чтению.

Творческий подход к тексту необходим не только на уроках чтения, но и математики. Не стоит забывать, что задача – это один из самых распространенных текстов в школе, а решение задачи на девяносто процентов состоит в умении ее понять. Очень часто, чтобы понять задачу, необходимо в глазах ребенка оживить ее, сделать личностно значимой. Что это значит? Например, у нас задача на движение: один поезд сближается с другим. Разбор задачи можно начать так: «Скажи, Вова, на чем ты любишь кататься в свободное от уроков время?» Двух – трех вопросов подобного плана будет достаточно, чтобы ребенок нарисовал себе картинку: он едет на поезде, навстречу ему сосед по парте Васька на более медленном поезде, где-то на середине пути они встретятся. Чтобы избежать столкновения, нужно посчитать, через сколько часов это произойдет и предотвратить катастрофу.

Живые образы, юмор, эмоциональная окрашенность и личностное участие в задаче облегчают ее понимание, а самое главное – учат детей не бояться работать с текстом задачи.

Перевод языка текста на язык доступных для ребенка понятий – важная составляющая работы учителя. Снятие комплекса текста, снятие страха перед чтением – залог успеха в данной работе. Нужно быть откровенным: очень часто наши дети не читают, потому что бояться. Две – три неудачные попытки работы с текстом, резкие замечания учителя, ругань родителей, смех одноклассников превращают любой текст в некоего монстра, живого, с клыками и рогами, связываться с которым, понятное дело, уже не хочется.

Проблема непонимания детьми текстов во многом психологическая. Неудачи, полученные и закрепленные в начальной школе, тормозят ребенка в старших классах. Объяснить их, разобраться с ними самостоятельно он не в состоянии; и тут же, как грибы после дождя, возникают новые проблемы: не может прочитать задания по русскому языку, не понимает параграфа по биологии, не доходит смысл теоремы. Ряска смыкается, и ученик вязнет в одном большом комплексе перед текстом, перед школой, перед будущей жизнью.

Страшно? Бывает и страшно. Бывает такое, что ученик только к старшим классам, начинает разбираться в прочитанных им задачах за начальную школу, с завистью глядя на своих товарищей, которые научились делать это вовремя и теперь не испытывают проблем с учебой. Они-то счастливы, потому что это счастье – понимать прочитанный текст.

Гусев Андрей Николаевич
angusev1@yandex.ru
т. 8-926-248-35-21

Вы

0

Оставить свой комментарий

Отзыв должен содержать не менее 50 символов


Список избранного пуст

Избранные товары

Товар Удалить