Ваш город
?
Нет
Да
Изменить город
×
Выберите Ваш город
0
Диктант по желанию

Диктант по желанию

Небольшая статья о том, как можно обычный диктант превратить в игру.

Диктант по желанию

Есть у русского языка одно очень страшное оружие – диктант. При этом слове у любого, даже самого благополучного ученика начинает учащенно биться сердце и сосать под ложечкой. Еще бы! Именно этой тяжелой артиллерией наши учителя проверяют на прочность крепость орфографической прочности учеников. Начиная с первого класса, они нещадно штурмуют детские редуты, отнюдь не всегда прочные и надежные, и обязательно находят в них бреши: что поделаешь, диктант – универсальное и беспощадное средство проверки грамотности в российской школе. Без него никуда.

Всем известен классический диктант, который часто называют то итоговым, то административным, то контрольным, когда дети записывают под диктовку текст. Каждый из нас прошел через это нелегкое испытание, и у каждого остались свои воспоминания о нем.
Зато мало кто знает, что видов диктанта гораздо больше, и что при разнообразной и творческой работе над диктантом у ребенка может поменяться само представление о нем.

Существуют разные виды диктантов: творческий, выборочный, свободный, - когда непосредственная диктовка совмещается с речевыми заданиями. Они вбирают в себя элементы сочинения или изложения и используются именно как речевые упражнения.

Я же на уроках пользуюсь еще одним видом диктанта – диктантом по желанию. Преимущество у этой формы работы перед остальными заключается в том, что давать его можно уже начиная с первого класса, а самое главное – он оставляет за ребенком право выбора показа работы учителю.

Только не подумайте, что диктант по желанию подразумевает под собой ситуацию: «Хочу – пишу, не хочу – не пишу». Писать детям приходится в любом случае. Другое дело – показывать учителю или нет.

Суть работы заключается в следующем. Учитель диктует классу какой-то текст или просто набор предложений на определенную тему. Текст повышенной трудности, в котором нет так называемых разгрузочных предложений. Все довольно трудные, соответственно теме.

Ученики записывают первое предложение. После его написания учитель представляет шкалу оценки данного предложения. Например, ноль ошибок – «5», пол-ошибки – одна ошибка – «4», до трех ошибок – «3», более трех ошибок – «2». Далее учитель спрашивает, кто из ребят готов сдать свои работы.

По условию диктанта, которые оговариваются в начале урока, от класса обязательно после каждого предложения на учительский стол должны отправиться две – три тетради, в зависимости от наполняемости класса.

Учитель с ходу проверяет работы, комментируя каждую орфограмму, встретившуюся в предложении, и ставит оценки. Затем диктуется второе предложение, третье и так весь текст.

За учениками остается право выбора добровольца. Показать работу ученик может только один раз, так что постепенно возможностей для «отсиживания» становится все меньше и меньше. Другое дело, что если ребенок не уверен в каком-то конкретном предложении, то, скорее всего, он его и не покажет учителю – выручит одноклассник, зато уже в следующем при наличии уверенности он может выручить какого-то еще, кто бы не хотел показывать свое предложение.

За урок, как правило, учитель опрашивает весь класс и всем ставит оценки. Ему остается только проследить, чтобы все ученики записали в итоге текст целикм и сами исправили свои ошибки. Но это он может сделать уже при проверке тетрадей.

Шкала оценки для каждого предложения своя, уникальная. Учитель объявляет ее непосредственно перед выбором добровольцев и оценивает их только соответственно данной шкале.

Особенность данной работы заключается в том, что диктант, не теряя всей своей серьезности и всех своих характерных черт, преподносится детям в форме некоторой игры по правилам. В итоге дети получают определенную свободу – а значит внутреннюю раскованность, но взамен обязуются выполнять возложенные на них обязанности.

Таким образом, меняются ролевые позиции учеников. Они становятся не безмолвными исполнителями воли учителя, которым необходимо пройти через все препятствия, расставленные составителями текста, а участниками некоторой игры, в которой у них есть право на выбор.

Немаловажным является то, что дети сразу узнают свои оценки, понимая, за что им их поставили и где конкретно они допустили ошибки.

Данный вид диктанта – еще одна форма сотрудничества между учеником и ребенком, еще один шаг к тому, чтобы ученик доверял учителю, предмету, школе и не боялся их.


Гусев Андрей Николаевич
angusev1@yandex.ru
т. 8-926-248-35-21

Вы

0

Оставить свой комментарий

Отзыв должен содержать не менее 50 символов


Список избранного пуст

Избранные товары

Товар Удалить