Ваш город
?
Нет
Да
Изменить город
×
Выберите Ваш город
0
Этика в мелочах

Этика в мелочах

Мы, учителя, не следящие за своими, казалось бы, ничего не значащими словами и действиями, внешняя сторона которых тут же забывается, закладываем в сознание наших учеников определенные этические правила и нормы, формирующие со временем уровень культуры поведения и взаимоотношений - то, что школа дает помимо знаний, умений и навыков.

Этика в мелочах

Идет урок, сочинение по картине. Я с методичной последовательностью объясняю ученикам переход с одного пункта плана на другой, задаю вопросы, касающиеся описания героев, фона картины, настроения, которое хотел передать художник. Дети активно отвечают, фиксируют в тетрадях или на черновиках необходимые моменты. И тут, когда дело подходит к наиболее важной части урока – собственно написанию работы, открывается дверь и в класс, как всегда не поднимая головы, влетает медсестра с кипой каких-то медицинских папок. «7 «А»?» - разложив на первой парте все свои бумаги прямо поверх ученических тетрадей, спрашивает она. «Нет, это 7 «Б», - отвечаю я. «А где 7 «А»? «Не знаю». «Но вы классный руководитель 7 «Б»?» «Нет, я классный руководитель 5 Б». «Тогда передайте своим детям, - она достает из недр толстенной папки бумажку, - Козлову, Некрасовой, Малютину и Ларионовой, чтобы они срочно, ко вторнику, принесли сведения о прививках. Краснуха и паротит!»
Медсестра с завидной ловкостью и быстротою собирает все свои бумаги и исчезает.
Ученики счастливого 7 «Б», весело перешептываясь, приступают к работе над сочинением.

Это еще цветочки. Веселее бывает, когда медсестра – таки обнаруживает нужный ей класс.
«7 «А»? Ага.. так, Зайцев, ты показал родителям справу? Что они сказали? Как ничего? Покажи еще раз! Антипова! Когда принесешь противопоказание против прививок? Запиши в дневник. Чтобы завтра было! Яковлева! Передай маме эту справку, сходите в поликлинику. Мне нужна выписка из поликлиники. Ясно? Так на манту идут за мной Иванов, Степанов, Хомяков и Рыбина. Что такое, Рыбина? Мама не разрешает делать прививки? Где заявление от мамы? Врач бывает только раз в неделю! Идем за мной!»
Степанов с удовольствием кладет мел – он избежал неприятного выступления у доски – и первым выскакивает из кабинета. За ним выходят остальные. Еще пять учеников, с удовольствием отвлекающиеся при любых обстоятельствах, еще долго просят сначала медсестру, а потом и меня отпустить их на уколы.

Урок литературы, у доски пятиклассник отвечает наизусть стихотворение. Открывается дверь, входит девочка из дежурного класса. «Распишитесь, директор просила» Расписываюсь на бумажке о том, что после третьего урока пятиминутка в учительской, или о том, что срочно заполнить журналы факультативных занятий, или сдать отчет о питании, или … Несколько раз было совсем смешно. Расписываюсь на бумажке от директора: «После второго урока срочно в учительскую!» Прихожу, а там то утюгами торгуют, то женскими платьями. Кстати, тому пятикласснику пришлось начать свой ответ заново.

Ну а это, думаю, всем знакомая картина. Посреди урока входит незнакомая женщина в верхней одежде.
«Я из театра. Мне администрация разрешила, - предвосхищая мои расспросы, начинает она.- Я только одно объявление сделаю». И дальше в течение минут пяти она рассказывает детям о программе, которая пройдет у них в театре, сколько это стоит, раздает пригласительные билеты, отвечает на заинтересованные вопросы детей. А еще приходят из цирка, из управы, из муниципалитета, из каких-то более мелких контор по распространению билетов. И всех пускают.

И все-таки самым интересным событием, срывающим уроки, является линейка, задуманная как традиционная еженедельная, но проводящаяся настолько нерегулярно, что предсказать ее еще сложнее, чем московскую погоду.
За десять минут до конца урока входит завуч и объявляет о линейке. За пять минут до конца урока собираются классы определенных параллелей, и им директор говорит всегда одно и тоже: что нельзя бегать по школе, нельзя кричать, нельзя ходить в цветной одежде и, начиная с седьмого класса, нельзя курить в стенах школы. Словом, после этого в цирк билеты распространять уже бессмысленно.

Сначала меня подобная бесцеремонность раздражала, я даже не пускал непрошеных гостей в класс, но очень быстро свыкся с этим явлением, стал реагировать на него философски, воспринимая как данность. Не обращая некоторое время на эту проблему внимания, я случайно услышал о ней в разговоре с моими коллегами, работающими в других школах. Там тоже может без предупреждения зайти завуч, посидеть минут пять и уйти, без стука входит медсестра, время от времени появляются распространители билетов. Так что же это просто маленькая проблема наших школ или тенденция?

И даже если всего лишь маленькая проблема отдельно взятых школ, все равно стоит посмотреть на нее со стороны. Глазами детей. Что видят они? С одной стороны, ничего криминального: медсестра заботиться о здоровье учеников, завуч объявляет о линейке, директор входит в класс и проверяет наличие сменной обуви у школьников – словом, идет нормальный учебный процесс, взрослые выполняют свою работу. А с другой стороны, взрослые, забывая некоторые этические формальности – мелочи, казалось бы, - демонстрируют своим подопечным определенный устойчивый тип поведения. Ребенок забудет, что приходил завуч и делал объявление о заменах, но не забудет – это у него отложится на подсознательном уровне, - что тот не постучался и не извинился за вторжение. Ребенок забудет о медсестре с ее справками, но приучится воспринимать, что можно войти посреди урока и задать любой, даже самый глупый вопрос учителю.

Мы удивляемся, почему наши дети кричат, а сами не следим за своей интонацией, раздражаемся, что они без стука и извинений входят в класс, опаздывая на две - три минуты, хотя сами так поступаем. Все это мелочи, но из них формируется стереотип поведения, через мелочь, полуфрагменты, полумоменты зарождается в наших детях тот уровень культуры, с которым им жить.

Мы, учителя, не следящие за своими, казалось бы, ничего не значащими словами и действиями, внешняя сторона которых тут же забывается, закладываем в сознание наших учеников определенные этические правила и нормы, формирующие со временем уровень культуры поведения и взаимоотношений - то, что школа дает помимо знаний, умений и навыков.

Эти мелочи, накладываются, как кирпичики, одна на другую и незаметно урок – форма общения ученика и учителя – превращается в нечто не самое важное, что можно в любой момент прервать. А если урок можно вот так бесцеремонно прерывать, то чему на них вообще можно научить?

Гусев Андрей Николаевич
angusev1@yandex.ru
т. 8-926-248-35-21

Вы

0

Оставить свой комментарий

Отзыв должен содержать не менее 50 символов


Список избранного пуст

Избранные товары

Товар Удалить