Ваш город
?
Нет
Да
Изменить город
×
Выберите Ваш город
0
Подарите ребенку урок

Подарите ребенку урок

Успешность любого урока зависит от тех педагогических секретов, которыми владеет учитель, о некоторых из них идет речь в этой статье.

Подарите урок ребенку…

Русский язык – дисциплина трудная и не очень приятная для детей. И писать на нем надо, и правила заучивать, и что-то там подчеркивать, и что-то там выделять, и что-то там разбирать – словом, жуть! Нет на этом уроке у ребенка возможности отвлечься, расслабиться, полениться – приходится все время работать и писать, писать, писать. Мало кому это понравится. А уж если еще и тяжело дается учеба, тогда уж точно русский язык превращается в пытку, на которую многие ученики идут с тяжелым камнем на шее.
А тут еще учитель, словно назло: и домашнее задание ему надо проверить, и опрос устроить, и диктант дать потруднее, с заданиями.

И получается, что нормальный ученик от урока ничего хорошего и не ждет. Скука, ругань, неудачи формируют представление ребенка и о предмете, и об образе учителя, и о школе в целом. Грустная, словом, картина получается, безрадостная. Может быть, мне не повезло, а может, наоборот, - хотя бы теперь передо мной имеется цельная картина нашего российского образования, в миниатюре представленная в отдельно взятом учебной учреждении, - но в этом учебном году я начал работу в простой московской средней школе. Обычной школе, в которой учатся обычные дети, совершенно ненужные ни школе, ни учителям. Формализм сотрудников, охвативший все ступени – от директора до учителя, - к своей работе, к детям, передался и самим ученикам. Низкая мотивация к учебной деятельности, сведенная к подсчету оценок – достаточно ли до тройки, четверки, пятерки в четверти или нет, - убивает в детях все живое: способность мыслить самостоятельно, задавать вопросы, не бояться допустить ошибку, не бояться признавать свое незнание. И учителя делают все, чтобы дети боялись, чтобы они списывали, чтобы прогуливали уроки, чтобы отвечали и работали только ради оценки и милости учительской, а не ради знаний. Ради того, чтобы не пойти на урок, дети готовы делать что угодно: убираться на школьной территории, таскать книжки с этажа на этаж, рисовать многочисленные стенгазеты. Пропал урок – и все довольны. Пропало несколько – считай за великую удачу, которая, кстати, не так редка.

Страх перед уроком и в первую очередь перед учителем коверкает ребенка, топчет его психику, извращает сознание. И приходит ученик на урок внутренне готовый к неприятностям: либо зажатый и скованный, либо расторможенный, либо агрессивно настроенный. По своему многолетнему опыту он знает, что урок – это стресс, через который необходимо пройти, и, опустив голову, идет на него или не идет, находя способы прогулять.

Что же делать? Как приобщить ребенка к уроку, как показать ему, что урок – это еще и радость общения, и радость познания. Как сделать урок интересным для ученика, привыкшего к стрессу? Как его убедить в том, что реальные цели урока в другом?

Для начала ребенка надо подружить с предметом, подружить с уроком. Что такое дружба, дети понимают очень хорошо, и они готовы принять ее. Только нужно уметь эту дружбу преподнести. И это уже задача учителя.

Именно через личность учителя ребенок может подружиться с уроком. Дети в подавляющем большинстве оценивают предмет по учителю, который его преподает. И само представление об учебной дисциплине у ребенка складывается по тому, кто преподносит ее и как преподносит. Это первый момент. Второй заключается в следующем: чтобы ребенок полюбил урок, его надо сделать не просто интересным, а личностно значимым для самого ребенка.

Чаще всего личностная значимость учащегося заключается в оценках. «Что мне поставят?» - такой вопрос волнует большинство детей. На этом их заинтересованность в уроке и заканчивается. Это в лучшем случае. В худшем – они уже настолько ожесточены и равнодушны, что оценочная мотивация уже перестает работать.

Что ж оценками, безусловно, мотивировать детей тоже необходимо, без этого учебный процесс себе представить довольно трудно, но ведь нельзя же только этим ограничиваться! Ведь урок – это не только способ зарабатывания оценки, это еще и способ общения, в который включены и ученики, и учитель, и учебный материал.
На уроке выстраивается определенная схема взаимоотношений, и во многом от качества этих взаимоотношений и определяется эффективность самого урока. Ученик, в большинстве своем, не стремиться к усвоению материала, он, совершенно естественно предпочитая расслабление напряжению, выстраивает определенную психологическую защиту против всего того, что происходит на уроке. Ребенок уже до звонка настроил свою психологическую программу таким образом, чтобы всячески защищаться от возможной агрессии как со стороны учителя, так и со стороны учебного материала. Настроенная программа довольно эффективно работает, определяя ту или иную форму защиты: например, ученик замыкается на себе, невольно отключая любые источники поступления информации, или ведет себя вызывающе на уроке, пытаясь таким образом переиграть учителя в агрессии. Предугадывая у данного учителя агрессию, ребенок атакует первым, пытаясь защититься.

Что учитель бывает агрессивным по отношению к ребенку – это понятно: он спрашивает, обращается исключительно в форме повелительного наклонения, ставит оценки, заставляет выполнять задания и упражнения. Ученик в такой ситуации чувствует дискомфорт, который, соединяясь с печальным опытом ребенка, способствует развития негативного восприятия урока как формы работы в целом. Но агрессивен не только учитель. Агрессивен и материал, с которым сталкивается школьник. Изучение практически любой учебной дисциплины требует сосредоточенности, концентрации внимания, хорошей памяти, способности логически мыслить и прочих других необходимых условий. А что делать, если некоторые из условий ученик не может выполнить по своим психофизиологическим особенностям, связанным с его развитием, воспитанием, положением в семье? Вот тогда-то учебный материал, напрягающий ребенка своею сложностью, и становится агрессором. Методично выстроенный в учебную программу, он активно атакует неспособного к сопротивлению ребенка, постепенно давит его, и в результате мы имеем и школьные неврозы, и прогулы, и отказ от учебной деятельности.

Подружить школьника с уроком – задача не одного дня. В педагогике вообще не бывает ничего быстрого. Даже отрицательные результаты открываются не сразу: негативу ребенок все-таки долго и упорно сопротивляется. Главное в педагогике последовательность и терпение. Всходы непременно будут, не стоит только торопить события.

Детская дружба начинается с игры. Где есть место игре – самому понятному языку для ребенка практически любого возраста, - там обязательно зародится и дружба. Так что игре на уроке стоит уделять особое внимание. Использовать ее можно на любом этапе уроке, применительно к любой теме и любой ситуации. Мне проще приводить примеры из моего предмета – русского языка, - но, думаю, игры большей частью универсальны, задача учителя заключается лишь только в их адаптации применительно к своей дисциплине. Не стоит забывать, что игра - это форма, в которую может быть заключено любое упражнение. Стоит только упражнению по русскому языку придать игровую окраску - дух соревнования и определенные правила, - как тут же оно преображается в глазах детей, становится и интереснее, и ближе самому ребенку.

Скажу честно, игры я не придумываю, я их в открытую копирую с телевидения. Смотрю мельком различные интеллектуальные программы и беру их на вооружение. И, собственно, не вижу в этом ничего зазорного. Главное, что детям на уроке становится интереснее. Что толку их заставлять учить правила, слова - исключения, падежи, спряжения, части речи. Проще поиграть с ними во все это. Результат гораздо эффективнее.
Игры «Слабое звено», «Лишнее слово», «Угадай слово», «У кого больше очков», «Определи количество запятых» и многие другие, описанные мною в других статьях, вызывают эффект взорвавшейся бомбы. Дети играют с огромным удовольствием, результат же обеспечивает разнообразие игр, их частота. Это сродни с хорошим учебником, в котором по заданной теме большое количество различных заданий. В игре ученики не только отрабатывают материал, но и невольно настраивают себя на положительное отношение к самому предмету. Иными словами, ребенок протягивает уроку руку дружбы, потому что начинает чувствовать к нему симпатию. Процесс этот долгий и тяжелый. Один неосторожный ход может все в одночасье разрушить, а заново восстанавливать всегда сложнее, чем выстраивать новое. Важно понимать, что ребенок навряд ли первым сделает шаг навстречу уроку, и за одним ученическим шагом к дружбе стоят километры, сделанные по направлению к нему самому. И делать такие шаги должен еще один непосредственный участник педагогического процесса – учитель.

Что же для дружбы между учеником и уроком требуется от учителя? Само собой, дружба между учеником и учителем, ведь именно конкретный педагог определяет в сознании ребенка образ преподносимого им предмета на многие годы, а нередко и на всю жизнь. Но и это еще не все. Для дружбы между учеником и уроком требуется актерский талант учителя.

На уроке, да и за его пределами хороший учитель должен быть еще и актером. Здесь напрашивается пример с театром. Даже самая замечательная пьеса при отвратительной игре актеров будет воспринята зрителями негативно. Многих после такого спектакля будет уже трудно переубедить, что пьеса хороша, потому что в их восприятии она невольно будет ассоциироваться с бездарностью актеров. Так и на уроке. Методически грамотный урок, составленный суперспециалистами, наполненный интересными упражнениями и нестандартными заданиями, провалится, если учитель не сможет его сыграть. Именно сыграть, не дать. Вдохновенная игра учителя, напротив же, может сгладить неровности, даже мелкие неточности и ошибки, которые могут случайно просочиться на уроке. Детям будет интересно, потому что интересно учителю, потому что он сам заряжен духом урока.

Жесты, мимика, интонация, юмор, нестандартные обращения к ученикам, перемещения по классу – все это составляет актерское мастерство учителя. Неожиданные ходы на уроке действуют на ребенка сильнее угроз, крика, двоек. Известно, что дети постоянно испытывают учителя на прочность, предлагая ему несложные в общем-то ситуации, в которых, как им кажется, они ставят учителя в тупик. Они ждут реакции, прежде всего неадекватной, ждут слабости, растерянности. Нормальный ребенок хочет все время удивлять, вот он и удивляет учителя. Вот и педагогу стоит в этом плане поучиться у детей, единственное, его ходы не должны быть оскорбительны для ученика. Необходимо понимать, где грани дозволенного. А удивлять можно по-разному. Например, если ученик на уроке или перемене ведет себя крайне вызывающе, можно подойти к нему, размахнуться и … погладить его по голове, с иронической укоризной интересуясь его проблемами, уверяю, действует. Или превращение мешающей уроку ситуации в шутку. Просится ребенок бесконечно в туалет, просто так, конечно, - сделайте ход первыми. Поинтересуйтесь как бы невзначай, почему у него нет на парте памперсов и до каких пор он будет приходить в школу без них, - подействует.

Эффективен прием, когда учитель прикидывается, что не понимает ученика или, наоборот, неожиданно понял его проблему. Списывает мальчик у девочки, поворачиваясь к ней, сделайте ему замечание: «Вова, ну как с тобой можно после этого разговаривать! Как тебе не стыдно, рядом с тобой такая красивая девочка сидит, а ты, вместо того, чтобы любоваться ее красотой, пялишься к ней в тетрадь, это не по-джентельменски!» Или «Я, вижу, Вова, что ты неравнодушен к Маше, вот только не понимаю, почему косишься все время к ней в тетрадь, ведь она же так не поймет всей глубины твоих чувств».
Отвлекся ученик во время объяснения нового материала, занят своими делами – похвалите его: «Посмотрите на Вову, какой он молодец! Он заранее причитал правило в учебнике и теперь готовит для нас примеры. Ну что ты, Вова, не стесняйся, сейчас я закончу объяснения, потерпи, пожалуйста, и передам тебе слово».

Прием в шутку ругать или в шутку хвалить учеников, когда те, разумеется, этого не заслуживают, чрезвычайно эффективен, он с одной стороны обезоруживает детей, а с другой стороны помогает им по-другому взглянуть на учителя, на урок и на себя самих.
В каждом ребенке живет потребность приковывать к себе внимание, ему хочется показать, что он есть, что он – единственный в своем роде, что он достоин того, чтобы на него обратили внимание. Еще известный американский психолог Дейл Карнеги выделил это человеческое свойство, обозначив его личностной значимостью. Такая психологическая характеристика живет в каждом, особенно в ребенке, и ему очень хочется удовлетворить эту самую потребность личностной значимости. Именно поэтому ученик подчас ведет себя вызывающе, именно поэтому он создает на уроке нестандартные, подчас довольно сложные для учителя ситуации. Ему просто хочется показать себя.

Грамотный учитель, понимая своих учеников, должен уметь предотвращать подобные ситуации за счет … юмора. Лучшая оборона – это атака, учителю стоит атаковать, используя юмор. Знаете заранее, что Вова обязательно будет крутиться и приставать к одноклассникам с просьбой дать ему ручку, карандаш, линейку и т.п., начните урок с того, что обратитесь к классу: «А что у нас с Вовой случилось, он сегодня еще ни разу – от урока еще не прошло и минуты - не попросил ручки, Вова, что с тобой? Ты заболел? Ты принес ручку?! Ну зачем же так себя перетруждать? Да и мы уже привыкли. Надеюсь, карандаш-то уж ты точно забыл?» Знаете, что беспокойная Маша будет спрашивать о том, как правильно переносить то или иное слово, понятно, не ради знания, остановитесь возле нее и отругайте: « Маша, ты не стала переносить это слово, как не стыдно? Ведь ты могла залезть на поля! И почему ты работаешь молча? Кстати, ты выучила правила переноса?» Знаете, что ученик Петя делает безумное число ошибок на какую-либо орфограмму, например, н-нн в причастиях, напоминайте ему, пожалуйста, как только слово из этого правила встретится на уроке: «Смотри, Петя, как тебе повезло, у тебя сегодня, наверное, день рождения, уже третье слово на твою любимую орфограмму встретилось!» И так далее. Примеры можно приводить бесконечно, главное, понимать одну простую вещь: юмором учитель компенсирует потребность ученика в самоутверждении, а, постоянно удивляя его, сам создает нестандартные ситуации, снимая такую заботу с ребенка.
Не стоит на уроке забывать и таком оружии учителя как жесты и мимика. Ответил ребенок удачно - покажите ему большой палец вместо стандартного «Молодец!». Выкрикивает кто-нибудь ответ – приложите палец к губам. Выполнил ученик трудное задание – пожмите ему руку. Начинает отвечать неверно – мотайте, как это делают дети, украдкой, головой. Начинает исправляться – также украдкой кивайте. Очень важно вести себя раскрепощено, свободно, уверенно, тогда и дети начнут потихоньку становиться такими же. Ведь мы, учителя, их не только учим, мы их еще и воспитываем.

Еще один важный, на мой взгляд, штрих в искусстве учителя – примеры. Особенно, на русском языке. За счет примеров можно горы свернуть, можно скучный и неинтересный материал сделать радостным и веселым, тем самым, показав ребятам, что не так уж он и страшен – этот русский язык.

Если учитель хочет, чтобы дети запомнили материал, примеры надо сделать интересными, то есть веселыми и личностно значимыми для ребят. Возьмем, к примеру, тему «Причастный оборот». Знаете, что ученики прогуляли предыдущий урок - приведите пример: «Мальчики, прогуливавшие урок истории, наткнулись в коридоре на директора». Знаете, что ученики обожают футбол – приведите пример: «Футболиста, не забившего пенальти, долго освистывали болельщики». Знаете, что ученики списывают друг у друга – приведите пример: «Ученик, списывающий у отличницы, сидящей на задней парте, портит свое зрение».

Интересными могут оказаться примеры про самих учеников. И не просто интересными, а запоминающимися, ведь, когда дело касается личности самого ребенка, материал запоминается лучше и скорее. Например, такая тема, как «Обращение», не очень приятная для детей. При отработке данной темы стоит использовать примеры не из учебника про абстрактных детей или литературных персонажей, а про самих учеников данного класса: «Ты, Маша, записала домашнее задание?», «Костя, не списывай у Иры», «А тебе, Вася, я сегодня поставлю двойку», «Почему ты, Миша, показывал язык первоклассникам?». Конкретные ученики – Маша, Костя, Вася, Миша – записывают предложения, в которых, конечно, нет ни слова правды, смеются, но, самое главное, запоминают, что имеют дело с обращением.

Наиважнейшим мостиком в установлении дружеских отношений между учеником и учителем являются творческие задания. Являясь элементом самостоятельного решения ученика, они, во-первых, раскрепощают ребенка и, во-вторых, помогают глубже воспринять материал.

Задания с ведущим посылом «придумайте» должны стать неотъемлемой частью урока. Придумывать можно все, что угодно: слова на заданные орфограммы, предложения по схеме, тексты из словарных слов – словом, творческие задания ограничиваются исключительно творчеством учителя. Полезно начинать урок с двухминутной разминки: «Напишите как можно больше слов …». А дальше вставлять любые условия: с приставкой пре-, с корнем -раст- , существительных в творительном падеже, общего рода, глаголов в повелительном наклонении и т.д. И дети в течение двух минут придумывают. Во время проверки можно объявить победителя, составившего больше всех правильных слов.
При изучении любой темы синтаксиса необходимо давать задания придумывать предложения на определенные схемы или по определенным условиям. Например, дать задание придумать предложение с тремя деепричастными оборотами; предложение, в котором встретится семь местоимений; сложноподчиненное предложение с одним приложением, одним причастным и одним деепричастным оборотом; предложение, в котором восемь запятых и т.д.

Для обострения интереса к заданию можно попросить детей придумать слова с ошибками, только обязательно следует указать их количество, а затем попросить детей поменяться тетрадями и найти данные ошибки. Например, «Придумайте десять глаголов второго спряжения, и сделайте в них три ошибки». Задача соседа - отыскать эти ошибки у своего товарища.

Творческие задания, как никакие другие, показывают глубину истинных знаний ученика, при этом не травмируя и не пугая его. Это связано с тем, что учебный материал становится осязаемым, максимально приближенным к самому ребенку. Он пропускает через себя те постулаты, которым ему предстоит научиться, манипулирует ими, и от этого перестает их бояться. Известно, что львиная доля детских ошибок связана со страхом пред предметом. Творческие задания дают возможность этот страх побороть, ведь сочиняя на уроке, ребенок отходит от незавидной роли покорного исполнителя к роли активного участника учебного процесса, где он – основная движущая сила.
Творческие задания выполняют еще одну очень важную функцию – они учат думать, развивая креативное мышление школьника. Предлагая ученикам задания с основным посылом «придумайте», «составьте», «сравните», «исправьте», учитель ведет работу над формированием личности ученика, независимости его суждений, умением вырабатывать и доказывать собственную точку зрения. Все-таки не стоит забывать, что даже на уроке русского языка основная задача, стоящая перед учителем, - развитие личности учащегося.

Конечно, будет здорово, если дети подружатся с уроком, но как понимать данное суждение с точки зрения дисциплины? Ведь между дружбой и дисциплиной очень тонкая, отчасти непонятная грань, переступая которую, ученик может столкнуться с очень большими неприятностями. Учитель – тоже. Упустив класс, позволив ученикам некоторые вольности, педагог может навсегда потерять бразды правления, и тогда прощай идеалы педагогики!

Такое, безусловно, возможно; меру, об этом еще писал Аристотель, надо знать во всем: и в шутках, и в играх, и в творчестве, и в актерстве, - и в установлении дисциплины тоже необходима своя мера. Прежде всего, стоит разобраться, что подразумевается под дисциплиной на уроке: тишина, послушание или что-то еще?

На мой взгляд, дисциплина – это не совсем правильное понимание проблемы, вернее, очень однобокое ее понимание. Стоит, наверное, говорить не о дисциплине, а о качестве взаимодействия учителя и класса в целом, а также учителя и каждого отдельного ученика в отдельности. Представим себе, что урок – это спектакль, в котором нет зрителей, а есть только актеры – это ученики. И есть режиссер – учитель, который не только управляет спектаклем, но еще и играет в нем основную роль. Безусловно, актеры должны подчиняться, но подчиняться не самому режиссеру как таковому, а тем рамкам и законам спектакля, которые установил режиссер. Он, к слову, обязан также безукоризненно выполнять данные требования. Задал учитель уроку высокий темп – должен ему подчиняться, отвел определенную часть урока под игру – должен сам принимать в ней активное участие, позволил шутливый тон – должен выдержать ответ со стороны учеников. В поддержании такой гармонии и должен проходить урок. В этом и заключается степень взаимодействия между всеми участниками урока.

Нарушение же такой гармонии – показатель снижения данного взаимодействия, ошибки учителя на каком-то определенном участке урока. Безусловно, дети должны выполнять указания учителя, но кто сказал, что урок должен проходить в тишине, что ученики должны сидеть на своих местах, что они должны отвечать четко и громко только после того, как их спросят?

На уроке должно быть место всему: и шуму, и перемещению детей по классу, и разнообразию форм ответов, и не организованные учителем вопросы, которые зародились в ходе урока у ученика, - и все это зависит от степени взаимодействия между учителем и классом.

Любой здравомыслящий педагог понимает, что детям на уроке очень хочется, а подчас необходимо пошуметь, отвлечься от трудной работы, поговорить с соседом. Почему бы ни предоставить им такую возможность? Зачем? Чтобы они поработали в шуме. Как? Очень просто! Дайте творческое задание, в котором требуется придумать какое-нибудь трудное предложение или слово с тремя приставками. Засеките время и попросите их вслух обсудить ответ друг с другом. Или разделите на две, три, четыре, пять команд и дайте каждой команде по упражнению. Задача – сделать его сообща. Конечно, в классе будет шумно, но это рабочий шум. В такие моменты очень интересно смотреть за поведением ребят, некоторые начинают раскрываться совершенно с необычной стороны. А шум в классе становится показателем работы учеников.

Хочется детям походить по классу? Нет проблем! Задайте им какой-нибудь непростой вопрос и попросите с ответами подходить к вам, а сами уйдите в конец кабинета. Дети будут подбегать по одному – условие поставьте заранее – и тихо на ухо предлагать свой ответ или показывать его на бумаге.

Хочется каждому ребенку дать на один и тот же вопрос свой личный ответ, непохожий на другие? Очень просто! Попросите их придумать и записать, например, глагол, соответствующий данной характеристике: 2 спряжение, настоящее время, несовершенный вид, 3 лицо, множественное число. Знаете, сколько ответов вы получите? Минимум десять на целый класс! Перечислить же все известные правильные ответы - задача непростая даже серьезного научного исследования.

Учитель, подобно режиссеру, должен чувствовать ученика – актера, понимать, что сейчас ему необходимо переключиться на другую сцену – этап урока или упражнение, необходимо сменить темп игры – урока, повысить или ослабить, или же, наоборот, необходимо выложиться, ибо в данную секунду он готов как никогда для выполнения особо трудной работы – кульминации урока. В понимании ребенка в отдельности и класса в целом и заключается мастерство учителя. В умении пользоваться данным пониманием и состоит уровень взаимодействия между учителем и классом.

Если проблема рассматривается именно под таким углом зрения, то вопрос о дисциплине снимается сам собой, потому что переходит совершенно в другую плоскость. В смене заданий, видов упражнений, форм работы, переключения внимания учащихся и состоит разрешение феномена «дисциплины». Но это еще не все. Существует еще один нюанс, без которого все вышеперечисленное не будет работать.

На уроке методично, шаг за шагом, необходимо создавать атмосферу работы и праздника. Задача и школы в целом, и каждого учителя в отдельности - создать ребенку такие условия, чтобы шел он на урок с легким сердцем, не трясясь и не пугаясь, а придя на урок, работал. И вся работа учителя должна быть направлена на это. Ведь цель подружить ребенка и урок ставится для того, чтобы ребенок свободно работал: спрашивал, ошибался, отвечал, интересовался, читал, развивал свои способности – словом, постепенно становился свободной личностью, свободомыслящим гражданином своей страны.

Ш.А.Амонашвили любил делать детям подарки на день рождения – уроки именинникам. В сущности, проходил обычный урок, такой же, как и все остальные, но для ребенка, которому с первых минут сообщалось, что это все для него, такой урок превращался в волшебный праздник, запоминающийся на всю жизнь. Надо понимать, что важна не столько форма и не содержание урока, а степень доверия ребенка учителю и учителя ребенку и культура общения, основанная на понимании друг друга. Инициатива в этом вопросе должна отдаваться учителю, который должен уметь уступать, показывая при этом, что уступка – не слабость, а сила. Ученики очень скоро становятся похожими на своих учителей. И у учителя, который неравнодушен к своему уроку, появятся такие же неравнодушные ученики.

В завершении хотелось бы сказать всем учителям: «Так дарите же своим ученикам подарки – дарите ученикам свои уроки! Чем чаще вы будете делать подарки ему, тем больше будете получать отдачи в ответ».

Гусев Андрей Николаевич
angusev1@yandex.ru
т. 8-926-248-35-21

Вы

0

Оставить свой комментарий

Отзыв должен содержать не менее 50 символов


Список избранного пуст

Избранные товары

Товар Удалить