Ваш город
?
Нет
Да
Изменить город
×
Выберите Ваш город
0
Спасибо телевидению

Спасибо телевидению

Представляю Вашему вниманию свою статью по методике преподавания русского языка "Спасибо телевидению".

Спасибо телевидению

Меня дети часто спрашивают, смотрю ли я телевизор, как часто, какие передачи предпочитаю, какие сериалы, какие фильмы. Я им честно отвечаю, что смотрю редко, в основном футбол и прогноз погоды. Они, конечно, удивляются, а потом сами наперебой рассказывают о тех или иных фильмах или передачах.
Смех смехом, но телевидение при всех своих минусах – очень полезная штука. Главное, смотреть со смыслом. Практически на всех каналах есть интересные передачи, из которых можно почерпнуть много полезного, в том числе и для … урока.
Известно, что урок хорош своим разнообразием. Частая смена форм работы, заданий, упражнений делает урок динамичным, увлекательным, живым. Нормальному ребенку трудно высидеть сорок пять минут однообразного урока, выполняя одно за другим упражнения из учебника или выслушивая объяснения учителя. Он должен постоянно находиться в тонусе, переключаться с одной формы работы на другую – только тогда и усвоение материала пройдет благополучно, и самому ребенку будет интересно на уроке.
Жизнь меняется очень быстро. Быстро меняются и дети. С каждым годом все больше гиперактивных детей, которые не в состоянии долго сидеть за партой, не выскакивать с места, если знают ответ на вопрос, не повернуться к товарищу, если хочется, все больше детей на грани нормы и патологии – результат и экологии, и семейного неблагополучия, все больше тревожных, агрессивных, да и просто больных детей. Не стоит забывать, что за последние пятнадцать лет резко ухудшилась обстановка внутри семьи. Неполные семьи стали нормой – их сейчас практически столько же, сколько и полных. К социально неблагополучным семьям теперь можно относить не только семьи с низким уровнем достатка, но и обеспеченные семьи, в которых чего только не случается: от жестокости в обращении с детьми, до заваливания ребенка деньгами. А чаще всего, полное равнодушие – на первом месте работа, бизнес, личная двойная жизнь. От всего этого процент неблагополучных детей неуклонно растет. И это социальный факт. Бороться с ним учителю невозможно, но можно приспособиться. В том числе, и на уроке. За счет чего? На мой взгляд, за счет разнообразия форм работы.
И здесь за советом: «А как?» стоит обратиться к … телевидению. Оно – барометр социума. Оно постоянно изучат настроение масс и своевременно отвечает тому запросу, который исходит от народа. Человек будет смотреть только, что ему интересно. Причем, если передача ему интересна сегодня, это не значит, что она ему будет интересна завтра. Передачи необходимо разнообразить и менять, только тогда телезритель не переключит канал.
Думаю, такую же философию надо перенять и учителям. Конечно, разница между уроком и телевизионной передачей существенна – на урок ученики приходят вынужденно, а телевизор включают по настроению, - но, по-моему, от такого сравнения урок только выиграет. А главное, выиграют дети.
Идея переделывать телевизионные передачи применительно к уроку не нова, но актуальности не потеряла. И учиться есть чему. Блок развлекательных передач столь разнообразен, что есть примеры для подражания.
И если, с точки зрения телевидения, взрослым для возбуждения интереса требуются игры, то детям-то уж они просто необходимы. Урок без игры, на мой взгляд, немыслим. И не потому, что иначе учебный процесс становится скучным, а потому, что игра – это единственный язык, который понимают все без исключения дети и с нормой, и с патологией.
А взрослые сейчас играют буквально во все, что можно себе только представить. Сбор всех игр и их переделывание под школу – особое исследование, тянущее на уровень кафедры серьезного педагогического вуза. В постановке такой цели перед учителем нет необходимости, достаточно просто включить первую попавшуюся передачу, чтобы найти пищу для размышления.
В одной из своих статей я уже описывал игру «Слабое звено». Я честно содрал и название передачи, и ее принцип, и ее правила. Переделал только вопросы. Получились игры по темам: «Причастие», 7 класс, «Деепричастие», 7 класс, «Н-НН в причастиях», 7 класс, «Имя существительное», 5 класс, «Степени сравнения прилагательных», 6 класс и т.д. Количество игр с каждым разом в моем арсенале все время увеличивается, и дети не прекращая, играют, им интересно.
Игра «Что? Где? Когда?» тоже пользуется большим спросом у детей. Аккуратно содрав правила, принципы, условия игры, я стал использовать ее на уроках литературы. Пройдем с ребятами какое-нибудь крупное произведение – сыграем в игру. Главное, придумать вопросы.
Недавно же я по телевизору случайно посмотрел отрывок передачи, название которой даже не знаю. В ней участникам давали подсказки к отгадке, а они должны были разгадать слово. Каждая следующая подсказка была все откровеннее, пока явно не выдавала зашифрованное слово. Участник должен был угадать как можно больше слов.
На основе данной телевизионной передачи я и придумал игру «Угадай слово», о которой и хочу рассказать в данной статье.
Суть игры заключается в следующем. Играют две команды, по пять человек в каждой. Игра коллективная, поэтому успех зависит от каждого игрока. На первом этапе каждому участнику я зашифровываю слово и даю подсказки. Угадывает ученик с первой подсказки – получает пять очков в копилку команде, угадывает со второй – четыре, с третьей – три очка, с четвертой – два, с пятой, последней, - одно очко. Не разгадать с пятой попытки практически невозможно. Зашифрованные слова даются поочередно каждой команде (пять – одной, пять – другой). Так проходит два тура, за которые каждый участник отгадывает два слова, одно в первом туре, другое – во втором. Третий тур финальный. В нем каждый участник должен сказать, верно суждение или нет. Если он отвечает правильно – очко, неправильно – нет очка. По итогам трех туров подсчитываются очки. Победившей команде я ставлю пятерки.
Данная игра рассчитана на пятнадцать – двадцать минут и может применяться, как на уроках по закреплению материала по определенной теме, так и на обобщающих уроках.

Приведу пример игры по теме: «Части речи», 5 класс.

Части речи

1 тур

Угадать часть речи с пяти попыток.



Предлог


1. Эта часть речи относится к служебным частям речи.
2. Эта часть речи связывает слова в предложении.
3. Связана с окончаниями самостоятельных частей речи.
4. Проходят во втором классе.
5. «Из» – это… .

Существительное


1. изменяется по падежам.
2. может быть окончание - о -.
3. в ж.р. на конце пишется Ь
4. обозначает предмет
5. «вода» - это … .


Прилагательное


1. Изменяется по числам
2. Может быть окончание - ими.
3. В предложении – определение
4. Обозначает признак предмета
5. «красная» - это … .

Местоимение


1. Изменяется по падежам.
2. Изменяется по лицам
3. Указывает на предмет
4. Заменяет в речи существительные
5. «Он» - это …. .

Существительное


1. Встречается суффикс –ник-
2. Может быть нулевое окончание.
3. Изменяется по числам, родам и падежам.
4. Отвечает на вопрос: «Что?»
5. «Халат» - это … .

Наречие


1. Имеет суффикс –а-.
2. Не склоняется и не спрягается.
3. В предложении бывает обстоятельством
4. Главный вопрос – «как?»
5. «Быстро» - это … .

Глагол


1. В окончании встречается Ь.
2. Не дружит с предлогами.
3. Спрягается.
4. Отвечает на вопрос: «Что делать?»
5. «Думаю» - это … .

Глагол


1. Изменяется по лицам.
2. В редких случаях – по родам.
3. Любимый суффикс - -л-
4. Обозначает действие предмета.
5. «Видеть» - это … .

Союз


1. Ничего не обозначает.
2. Связывает простые предложения в сложные.
3. Может состоять из одной буквы.
4. Бывают сочинительные, бывают подчинительные.
5. «И» - это … .

Частица


1. Имеет усилительное значение.
2. Можно спутать с приставкой.
3. С глаголами пишется отдельно.
4. Служебные части речи.
5. «Не» - это …. .

2 тур


Угадать категорию с пяти попыток.



Категория глагола (время)


1. Их всего три.
2. Одно из них бывает простым, другое – составным.
3. В одном из них встречаются окончания -УТ, -АТ, -ИТ.
4. В одном из них можно определить род.
5. Бывает будущим, настоящим и прошедшим.

Категорию существительного (падеж)


1. Их больше трех.
2. Встречаются у местоимений.
3. Среди них есть главный.
4. Последний из них отвечает на вопросы О КОМ?, О ЧЕМ?
5. Именительный, родительный и дательный … .

Категория местоимения (лицо)


1. Их всего три.
2. Встречаются у глаголов.
3. В одном из них можно определить род.
4. К первому относится МЫ
5. Ко второму ТЫ, ВЫ.

Категория прилагательного (число)


1. Их всего два.
2. Зависит от существительного.
3. Можно определить по окончанию.
4. Например, -ЫЕ.
5. Бывает единственное и множественное.

Категория существительного (род)


1. Их больше двух.
2. Бывает общий.
3. Тесно связаны со склонениями.
4. В одном из них окончания -о, -е.
5. Бывает мужской, женский, средний.

Категория глагола (спряжение)


1. Изменение глагола по лицам и числам.
2. Связано с правописанием окончаний.
3. Их всего два.
4. В первом всего два исключения.
5. Глаголы на ИТЬ относятся ко 2 … .

Категория существительного (склонение)


1. Их всего три.
2. Тесно связаны с родом.
3. Поляна – дерево – глушь.
4. В третьем только существительные ж.р.
5. Слово «красота» относится к 1 … .

Категория глагола (вид)


1. Их всего два.
2. Связаны с вопросами глаголов.
3. Не зависят от числа, спряжения, времени, лица.
4. Одни отвечают на вопросы ЧТО ДЕЛАТЬ?, другие - ЧТО СДЕЛАТЬ?
5. Совершенный и несовершенный …. .

Категория местоимения (падеж)


1. Встречаются у существительного и прилагательного.
2. Надо определять по вопросам.
3. Один встречается в подлежащих, другие – в дополнениях.
4. Их всего шесть.
5. Винительный и творительный … .

Категория глагола (лицо)


1. Встречаются у местоимений.
2. Их всего три.
3. Связано со спряжением глагола.
4. Во втором окончания -ИШЬ, -ЕШЬ, -ИТЕ,- ЕТЕ.
5.Слово кричат 3 … .

3 тур


Указать: верные или неверные суждения ( по три суждения ).



Существительное


1. Изменяются по числам. – верно
2. Встречается суффикс –очк -. – верно
3. Изменяется по лицам. – неверно

Прилагательное


1. В предложении чаще всего является обстоятельством. – неверно
2. Обозначает признак предмета. – верно
3. Служебная часть речи. – неверно

Глагол


1. Имеет три спряжения. – неверно
2. В неопределенной форме встречается окончание –ти. – верно
3. Изменяется по лицам и числам. – верно

Местоимение


1. Отвечает на вопросы КТО? ЧТО? – неверно
2. Не бывает местоимений, в написании которых больше трех букв. – неверно
3. Изменяются по числам. – верно

Наречие


1. Имеют окончания. – неверно
2. Отвечают на вопрос КАК? – верно
3. Нельзя определить падеж. – верно

Союзы


1. Соединяют однородные члены предложения. – верно
2. Отвечают на вопросы. – неверно
3. Являются самостоятельными частями речи. – верно

Предлоги


1. Встречаются перед глаголами. – неверно
2. Зависят от числа существительного. – неверно
3. Встречаются предлоги, в написании которых всего одна буква. – верно.

Существительные


1. Всегда имеют корень, суффикс и окончание. – неверно
2. В ж.р. встречается окончание –ая. – неверно
3. Существуют существительные 3 склонения ср. р. – неверно

Прилагательное


1. Изменяются по родам, числам, падежам. – верно
2. В предложении чаще всего являются определением – верно
3. Во мн.ч. можно определить род. – неверно

Глагол


1. Изменяются по родам, числам и падежам. – неверно
2. В настоящем времени нельзя определить род. – верно
3. Время глагола зависит от имени существительного, с ним связанного. – неверно.

В заключении хотелось бы обратиться ко всем учителям. Смотрите телевизор, в нем можно почерпнуть много нового, интересного и необычного для себя, для урока, для ваших детей. И не стоит забывать, что только через интерес можно подружить ребенка с предметом, а через игру преодолеть те объективные трудности, которые мешают ребенку полноценно учиться. И я ничего не имею против, если и в педагогике, как и на телевидении, учителю придется бороться за ученика, за то, что он вообще выбрал его предмет и непосредственно его кандидатуру. Правда, пока это утопия, требующая совершенно иного финансирования образования, изменение его структуры, но, как известно, жизнь меняется и ничего не стоит на месте. Давайте же, основываясь на этом учении Гераклита, оптимистичнее смотреть вперед. И спасибо телевидению.


Гусев Андрей Николаевич
angusev1@yandex.ru
т. 8-926-248-35-21

Вы

0

Оставить свой комментарий

Отзыв должен содержать не менее 50 символов


Список избранного пуст

Избранные товары

Товар Удалить